Мои заметки
Скорби
Многими скорбями надлежит войти нам в Царствие Божие, примерно так звучат слова в Евангелии. Хочу уточнить, а что же такое скорби, о чем идет речь, отличаются ли они от уныния, и как с ними жить. Начну издалека. Есть в Иерусалиме дивный образ Пресвятой Богородицы, называется он «Скорбящая». Я очень люблю эту икону и раньше, когда она была в приделе Страстей Господних, я частенько бывал у нее. Так о чем скорбит Божия Матерь? Конечно о страданиях своего Божественного Сына, о нас скорбит, глупых и неразумных, о мире, гибнущем в своих страстях. Следовательно настоящая скорбь не бывает без любви, без сострадания, без милости. Вот и ответ, скорби это плачь по Небу, страдание о спасении, преодоление себя, ветхого и слабого. А уныние это бессилие. Скорбь порой приносит больше сил, чем забирает, а уныние отбирает силы, как правило, опустошает человека.
Скорбь учитель любви. Без скорбей любовь увлечение, чувство, а со скорбями подвиг, жертва. Все места страданий Спасителя на Святой земле очень светлые, тихие. Вот и скорби нас приглушают. Так мы порой громко и ярко живем, что бывает прямо нужда в скорбях, чтобы мы опомнились, одумались, научились ценить тишину своего сердца. Некоторые так боятся скорбей, что пропускают псалмы, в которых упоминается о заслуженных нами скорбях, глупо. Искать себе скорби глупо, но и бегать от них еще глупее. Господь лучше нас знает, что полезно нам в настоящее время, вот и посылает спасительные скорби для опустошенного человечества.
Кто-то скажет, война ведь скорбь, а что в ней хорошего, спасительного? Война это обнаженное отсутствие любви среди людей. И эта крайняя скорбь учит любви, как это ни странно звучит. Страшно учит, тяжело, но видимо другие средства обучения мы исчерпали. Так что плохих скорбей не бывает. Главное чтобы потом, после, на месте этой боли появилась та самая тишина и тихий свет покаяния. Как замечательно сказал святитель Игнатий: «Время скорби – время терпения! Скорбь – попущение Божие, которое должно переносить с покорностию и благоговением, отдавая справедливость правосудию Божию…»
3