Истории известны случаи, когда незаконнорожденные дети правителей разных стран садились на престол. Такими были, к примеру, русский князь Владимир Красное Солнышко, крестивший Русь, воинственный английский король Вильгельм Завоеватель и другие бастарды. Но все же шансов на восшествие на престол у побочных королевских и царских отпрысков в большинстве случаев не было.
Часто незаконнорожденные дети монархов все же становились влиятельными вельможами в своих государствах или, к примеру, крупными военначальниками. Однако случалось и так, что судьба бастардов складывались совсем уж неудачно. Ярким примером такой трагичной судьбы можно назвать и жизнь незаконнорожденного сына самого несчастного российского императора Павла I.
Болезнь наследника
В Европе в прошлые века, как известно, был широко распространен фаворитизм. Заключая политически выгодные династические браки, правители в последующем заводили себе «настоящих» возлюбленных из числа подданных. Поэтому бастарды в основном были плодом любви их родителей. Однако история рождения побочного сына Павла I была, к сожалению, совсем другой. Начали свои отношения родители мальчика фактически по принуждению.
Толчком к этой истории стали события, произошедшие летом 1771 г. в Петербурге. В этот год, несмотря на стоявшую на дворе теплую погоду, наследник российского престола Павел Петрович простудился и заболел горячкой.
Недуг цесаревича, конечно же, сильно взволновал всех, кому была небезразлична судьба России. Болезнь Павла была настолько тяжелой, что окружающие опасались худшего. Пять недель, пока цесаревич лежал в постели, страну по-настоящему лихорадило. Ведь государство могло запросто потерять последнего законного представителя династии Романовых.
Страх Екатерины
Пребывала в сильном смятении из-за состояния Павла и его мать — Екатерина II. Отдавать престол нелюбимому сыну от свергнутого ей же самой нелюбимого мужа императрица, конечно, не собиралась. Но как наследник, Павел был единственной гарантией власти Екатерины.
Если бы цесаревича не стало, недруги императрицы, скорее всего, тут же этим воспользовались бы. Люди, жаждущие власти, стали бы рассматривать Екатерину всего лишь как приезжую немецкую принцессу из захудалого рода, узурпировавшую власть в России.
К счастью для императрицы и страны, наследник все же поправился. Однако болезнь Павла стала для Екатерины сигналом к решительным действиям. России срочно были нужны еще наследники. У Павла как можно скорее должен был родиться собственный сын.
План императрицы
На момент болезни Павлу исполнилось всего 17 лет. Наследник был еще юн, но Екатерина все равно приступила к поиску невесты для него. С женитьбой у цесаревича проблем, конечно, возникнуть не могло. Многие европейские королевские дома были бы счастливы отдать за Павла какую-нибудь из своих принцесс. Но у Екатерины оставались сомнения насчет самого цесаревича.
Как известно, еще будучи великой княгиней, российская императрица долгое время не могла родить ребенка от Петра III. Павел появился на свет лишь после многих лет брака. Доподлинно, конечно, неизвестно, но считается, что перед будущей свадьбой Екатерина решила устроить сыну проверку. Императрица задумала свести Павла с покладистой девицей с целью узнать, способен ли он зачать ребенка.
Ко всему прочему, если бы у Павла родился сын, пусть даже и бастард, это уже само по себе было бы выгодно для Екатерины. Если бы с Павлом что-то случилось, императрица смогла бы объявить своим наследником хотя бы его побочного отпрыска.
В исполнение свой план решительная Екатерина привела очень быстро. Известно, что практически сразу же после выздоровления у Павла появилась фаворитка. Возлюбленной наследника по просьбе Екатерины согласилась стать фрейлина Софья Черторыжская.
Маленькая метресса
Эта красивая фрейлина происходила из скандального семейства Ушаковых. Женитьба родителей Софьи вызвала в свое время огромное осуждение у светских кумушек.
Мать Софьи — Анна Демьянова бросила своего первого мужа Ивана Бутурлина и вышла замуж по любви без благословения церкви и родных за писателя Степана Ушакова, в будущем петербургского губернатора.
В этом скандальном браке в последующем и родилась Софья. Фамилию Черторыжская фрейлина получила от своего мужа Михаила Черторыжского, за которого вышла в 19 лет, и который через некоторое время после свадьбы скончался от чахотки.
Пробный ребенок
Появившись при дворе, имевшая привлекательную внешность и веселый характер Софья быстро заслужила репутацию «маленькой метрессы». Когда она вступила в связь с 17-летним Павлом, ей уже исполнилось 25 лет. К этому времени Софья была уже опытной барышней и с заданием императрицы справилась на отлично. В 1772 г. Екатерина получила от нее радостное известие. Софья была беременна.
Родившегося у Черторыжской мальчика нарекли Семеном Афанасьевичем и дали ему фамилию Великий. Сразу же после рождения ребенка Екатерина Алексеевна поступила с Софьей так же, как когда-то Елизавета Петровна поступила с ней самой. То есть забрала потенциального наследника и начала воспитывать его сама.
Целых 5 лет Семен Великий оставался гарантией власти для его царственной бабушки на случай кончины Павла. Мальчик ни в чем не нуждался и имел все самое лучшее. Но о том, кто его родители, Семену, конечно же, не говорили.
Браки родителей
Софья Черторыжская через некоторое время после рождения сына вышла замуж за друга Павла I — Петра Разумовского, который был на 5 лет младше нее. Доподлинно неизвестно, оставалась ли она на момент свадьбы метрессой Павла или нет. Но сохранились сведения, согласно которым великий князь подарил фрейлине на бракосочетание 3000 рублей. Известно также, что поженились Софья и Петр по любви и в последующем жили душа в душу.
Павла Петровича же через год после рождения первенца императрица женила на принцессе Вильгельмине Гессен-Дармштадтской, получившей в православии имя Натальи Алексеевны. Великая княгиня оказалась женщиной властной и даже деспотичной. Павлу она нравилась, но с Екатериной у нее отношения не сложились. В конечном итоге к большому горю Павла Наталья Алексеевна скончалась в родах.
Законный наследник
После ухода великой княгини Екатерина подыскала Павлу другую жену. В 1776 г. супругой наследника стала немецкая принцесса София-Доротея, в православии Мария Федоровна. Чуть больше, чем через год после свадьбы Мария Федоровна порадовала Екатерину, родив сына Александра, будущего императора Александра I.
После рождения у Павла законного сына, Семен Великий в качестве возможного наследника стал не нужен. Более того, бастард Павла, который был старше его законного сына, стал своего рода помехой и даже начал представлять некоторую опасность.
Вместе с детьми слуг
Известно, что в 5-летнем возрасте Семена отдали на воспитание Разумовским. Но, когда мальчику исполнилось 8 лет, его определили в закрытую Петропавловскую школу в Петербурге.
Эта школа не была слишком престижной и предназначалась, по сути, для детей придворных слуг. Здесь учились, к примеру, отпрыски царских портных, камергеров, аптекарей и т. д. Семену постоянно внушали, что его нынешние школьные друзья — это и есть люди его круга. О том, кто на самом деле был отцом мальчика, ему все также не сообщали.
Из школы Семен выпустился в чине сержанта Измайловского полка. Позднее он выразил желание стать морским офицером. Согласно его желанию его определили в Морской кадетский корпус, который он и окончил в 1789 г. мичманом. Окончив корпус, внук Екатерины служил на линкоре «Не тронь меня».
Последняя встреча с бабушкой
После победы в Выборгском сражении на море начальство отправило Семена Великого с докладом к Екатерине. В июне 1790 г. после долгой разлуки императрица вновь встретилась со своим внуком.
Сохранились записи очевидцев, согласно которым во время этой встречи Екатерина никак не подала виду, что она является родной бабкой Семена. Однако известно также, что императрица все же очень любила своего незаконного внука, постоянно справлялась о нем и называла Сенюшкой.
Встреча с Екатериной стала последним фактом из жизни Семена Великого, о котором доподлинно известно историкам. Как жил бастард Павла I в дальнейшем, к сожалению, осталось тайной за семью печатями.
Версии исследователей
Главным источником, по которому можно хоть как-то проследить дальнейший путь Семена, считаются «Воспоминания» журналиста и публициста XVIII-XIX в. Н. Г. Греча. Согласно этому автору, через 2 года после встречи с Екатериной — в 1793 г, Семен Великий собирался отправиться в кругосветное плавание с капитаном Муловским.
Задумка эта императорскому внуку, однако, не удалась, поскольку в том же году Семен неожиданно заболел в Кронштадте и скончался. Однако Н. Г. Греч, видимо, что-то перепутал в своей книге. Собираться в плавание с Муловским в 1793 г. внук Екатерины не мог постольку, поскольку этот капитан погиб в одном из морских сражений еще в 1789 г.
При этом в архивах Морского министерства были найдены документы, согласно которым Семена Великого в 1793 г. направили на обучение морскому делу в Англию. Далее мнения историков о том, что произошло с внуком Екатерины, расходятся еще больше.
Существует версия, что в Англии Семен Великий служил на корабле «Вангард». Этот корабль, якобы, потерпел крушение во время сильного шторма, в ходе которого погибли несколько человек, включая внука Екатерины. Тело Семена найдено не было, а потому его записали, как пропавшего без вести.
Эта версия может считаться относительно достоверной. Но известно, что в 1797 г. корабль «Вангард» стал флагманом британского флота. Если бы этот корабль когда-либо попадал даже в небольшое крушение, вряд ли бы ему оказали такую честь.
Также существует еще менее вероятная версия, согласно которой, во время кругосветного путешествия на «Вагарде» Семен Великий заболел тропической лихорадкой. Продолжить путь он не мог, и его доставили на берег — на один из Антильских островов, где он в последующем и скончался. Большим недостатком этой версии является то, что, согласно документам, «Вангард» никогда не ходил в кругосветное плавание.
Куда делся Семен Великий, таким образом, так и осталось неизвестным. На момент пропажи, внуку Екатерины исполнилось всего 22 года.
Легенда об императорском внуке
Разумеется, неожиданное исчезновение молодого человека, имевшего отношение к императорской семье, не прошло мимо внимания современников. В последующем о Семене Великом сложили по-настоящему детективную легенду.
Согласно этой легенде, внебрачный сын Павла не погиб или пропал без вести, а инкогнито вернулся в Россию. Отлежавшись на Антильских островах, Семен Великий, якобы, через Аляску, Дальний Восток и Сибирь с большими сложностями добрался до Петербурга.
Появившись в столице, он тут же отправился к наследнику Павлу, своему отцу. Увидев сына, наследник был поражен его сходством с собой. Далее ненавидевший Александра, поскольку он был любимчиком Екатерины, Павел решил избавиться от законного сына и сделать своим наследником Семена.
В результате заговора Александра якобы погубили, а под его именем во дворце был принят Великий. В последующем Семен, как придумали распространители легенды, принял участие в удачном покушении на Екатерину II, а затем — и на собственного отца.
В результате кровожадный бастард взошел на российский трон под именем Александра I. Однако, процарствовав долгие годы, самозванец, мучимый совестью, инсценировал свою неожиданную гибель в Таганроге (настоящий Александр скончался именно так) и ушел замаливать грехи в виде старца.
Если статья понравилась, поддержите канал подпиской