«Конечно нужно. Лупить, как Сидорову козу» — сказала бы моя мама. Я была очень трудным ребёнком — уходила из дома, в 15 лет начала курить, постоянно прогуливала школу и т.д.. Дай бог здоровья моим родителям, столько они со мной натерпелись. Мама переодически лупила меня ремнём, в воспитательных целях, когда разговоры уже не помогали. Я знаю, что раньше такие методы воспитания считались нормой (не для всех конечно, но для многих родителей), а вот большинство современных родителей выбирают более гуманные методы воспитания.
Я не держу зла на маму, за то, что в детстве получала от неё ремня (это было по делу, я на самом деле была неуправляемая), но к своим детям применять такой метод воспитания я точно не буду. Для старшего сына, в качестве наказания, был запрет просмотра телевизора, лишение гаджетов и прогулки с друзьями. Если честно, я по пальцам могу пересчитать дни, когда я его наказывала. Илья (мой старший сын) в детстве был очень спокойный, хорошо учился и поводов для наказания практически не давал. А с Ромкой у нас ещё всё впереди.
Нужно ли наказывать детей и как? Что говорят детские психологи на эту тему?
Конечно мы все очень любим наших деток, но иногда приходится применять определенные меры, чтобы ребенок понял, что его поведение было неприемлемо.
Наказание необходимо для того, чтобы ребенок понял, что можно делать, а что нет, чтобы осознал, что за каждый поступок надо нести ответственность, чтобы извлек из случившегося урок и усвоил полученный опыт.
Очень важно, как именно родители наказывают своих детей и когда.
- наказывать кроху желательно сразу после совершения поступка;
- учитывать возраст малыша;
- наказывать нужно, если ребёнок понимает, что делает плохо, но всё равно продолжает это делать.
А вот за случайно разбитую чашку лучше не наказывать малыша.
Причины частого непослушания детей:
Проступки требующие наказания случаются практически у всех деток и это нормально, если конечно они не повторяются ежедневно. А вот если ребенок каждый день делает что-то плохое, стоит задуматься. Для начала стоит понять, почему ребенок постоянно не слушается родителей?
Основные мотивы для плохого поведения ребёнка:
• слишком большое количество запретов – ребенок будет просто протестовать, добиваться большей свободы;
• возрастной кризис – в 1 год, 3 года, 7 лет, 11-13 лет в психике ребенка происходят перемены, и поведение чада может меняться в худшую сторону;
• непоследовательность – если родители ведут себя непоследовательно, ребенок просто теряется в ориентирах и не знает, куда идти и что делать;
• несоответствие слов и действий – если родители обещают наказать, но потом не наказывают, ребенок перестает серьезно реагировать на обещания;
• невнимание – если чаду не хватает внимания, он может специально весщти себя плохо, чтобы получить желаемое. Ведь при плохом поведении на ребенка точно обратят внимание, заметят его;
• неуважение родителей – если родители постоянно относятся к ребенку, как к маленькому, не признают в нем личность, он начинает протестовать, нарушать запреты;
• различные требования членов семьи – например, отец предъявляет суровые требования к ребенку, а мать балует. Ребенок может преступать границы дозволенного, и надеяться на защиту матери.
За что нельзя наказывать ребенка?
Перед тем как наказывать ребёнка нужно выявить мотив. Почему малыш совершил плохой поступок. Возможно, ребенок просто не знал, что так делать нельзя, может быть, совершил проступок из благих побуждений или просто случайно.
Например, ребенок целенаправленно портит вещи брата. Наказать надо, ведь он понимает, что это плохо, но при этом стоит помнить о ревности (естественном чувстве). Или ребенок разбил чашку из дорого сервиза, но при этом он просто хотел порадовать маму чашкой чая. Побуждения были благие, хотя чашку, конечно, жалко.
А за что стоит наказать?
При наказании всегда надо ориентироваться на тяжесть проступка, особенности ребенка, его возраст, мотивы. А еще очень важно не наказать за каждую мелочь.
Но есть такие проступки, за которые обязательно должно последовать наказание:
• физическое насилие;
• воровство;
• демонстративное нарушение правил поведения;
• оскорбления;
• ложь – правда, тут стоит различать ложь и фантазии. Ведь дети в определенном возрасте очень любят фантазировать и сами частично в это верят.
Но и в этом случае наказание должно быть правильным.
Как правильно наказывать и чего делать не надо?
Вот несколько конструктивных мер воздействия:
• лишение привилегий – подходит подростку. Например, ограничить доступ к компьютеру;
• исправление совершенного – дать тряпку и поручить ребенку вымыть разрисованную столешницу;
• тайм-аут – ребенка отсаживают в отдельное помещение и оставляют на пару минут;
• извинение – если ребенок кого-то обидел, он должен попросить прощения и попытаться исправить ситуацию;
• игнорирование – отказаться от общения с вредничающим ребенком;
• ограничение общения со сверстниками – на определенный срок запретить играть и общаться с друзьями (но ненадолго).
Естественно, в каждом случае нужно провести с ребенком беседу, объяснить, почему так делать нельзя, рассказать о последствиях проступка.
А вот ругать, бить, унижать нельзя. Ни в коем случае не стоит использовать публичное наказание. Оно нанесет серьезную травму ребенку. Нельзя одновременно наказывать за несколько ошибок. Надо следовать правилу: один проступок – одно наказание. А еще не стоит заставлять ребенка ждать и мучиться. Наказывать надо сразу, а не через день или два.
Ребенок должен видеть границы дозволенного, понимать, что можно делать, а что нельзя, и при этом иметь определенную свободу действий. Тогда он вырастет гармоничной, самостоятельной и ответственной личностью.
А как вы наказываете своих деток? Поделитесь в комментариях пожалуйста 🙏
Также, читайте мою статью ««Хлеб — всему голова». В чём польза хлеба для ребёнка?» https://dzen.ru/a/ZMoqh-DWKhKQHFye
Если вы дочитали до конца, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал ❤️