Власти намерены вернуть штрафы за превышение водителями средней скорости - речь идет фактически о замере времени в пути между двумя или несколькими дорожными камерами. Подобная практика была отменена два года назад решением ГИБДД. Минтранс учел критику и разработал проект поправок к ПДД, готовит соответствующие изменения в КоАП. Нужно решить, в частности, проблему с подсудностью, когда участок трассы находится на территории нескольких регионов. Как ни парадоксально, вместе с лихачами могут пострадать и тихоходы: движение на автомагистрали со скоростью ниже 40 км/ч запрещено.
Проект изменений в ПДД, подготовленный Минтрансом, рассматривался вчера на заседании рабочей группы «Безопасность дорожного движения» в рамках «регуляторной гильотины». В правилах появится новый термин «средняя скорость движения транспортного средства»: «Значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка». Уточняется п. 10.1 ПДД: водитель будет обязан вести машину как с мгновенной скоростью, не превышающей «установленного ограничения», так и со средней, не нарушая введенных лимитов.
За превышение средней скорости ГИБДД наказывала водителей и раньше, но в 2021 году прекратила. Верховный суд тогда отметил, что нельзя указывать участок дороги (а не конкретное место) в качестве места совершения правонарушения.
В КоАП детально будет регламентирована процедура вынесения штрафов. В постановлении правительства — требования к установке камер, в том числе фиксирующих среднюю скорость. Документов еще нет, замдиректора департамента госполитики в области дорожного хозяйства Минтранса Антон Козлов вчера обнародовал лишь несколько деталей. К примеру, местом совершения правонарушения будет являться зона контроля последней камеры из цепочки устройств, участвующих в фиксации. По его словам, если камера зафиксировала одновременно превышение мгновенной и средней скорости, штраф должен выноситься за какое-то одно нарушение.
Представители МВД отнеслись к поправкам настороженно. Официальная позиция ведомства с 2021 года не менялась и сводится к тому, что до устранения «правовых пробелов» возвращать наказание за среднюю скорость нельзя. Представитель правового департамента МВД Александр Рыжов считает, что фиксация средней скорости не должна исключать фиксацию мгновенной. Он привел в пример гипотетическую ситуацию: водитель на контролируемом участке ехал сначала с превышением, потом заехал на АЗС, снова выехал на трассу и опять ехал с превышением, но камеры превышения средней скорости не обнаружат.
К тому же, нельзя забывать, что у водителей нет объективных средств контроля средней скорости - они могут только примерно ее рассчитать, обладая базовыми знаниями школьного курса.
Не исключено, что проект отправят на доработку.