Цель задания — научиться писать голову на воздухе, под открытым небом.
Для этого полезно выполнить несколько этюдов, ставя модель при
разнообразном освещении и при разных состояниях погоды: в солнечный, пасмурный день и т. д.
Уметь писать голову и фигуру человека в условиях пленера необходимо художнику потому, что жизнь, труд, отдых и быт людей в большей мере проходят в окружении природы и связаны с природой.
Все многообразие жизни людей интересует наших художников, поэтому понятно, почему им необходимо знать особенности живописи в самых разнообразных условиях, пленера.
Кроме этого, живопись головы на воздухе откроет художнику много нового, необычного, своеобразного, обогатит глаз, расширит его!
творческое восприятие.
Научиться писать в пленере нужно и портретисту, и пейзажисту, и
художнику, работающему над композиционной картиной.
Вспомните бесчисленное количество этюдов голов и фигур, написанных В И. Суриковым к «Боярыне Морозовой», которые он писал на фоне снега, неба. Как внимательно он изучал на лицах своих персонажей рефлексы, падающие от снега, от неба, от окружающих предметов! Сколько разнообразных подготовительных этюдов сделал художник! Не будь у Сурикова такого запаса натурных наблюдений и
пленерных этюдов, вряд ли его картина была бы так убедительна и
покоряюща своей жизненностью и красотой.
Если для выполнения этого задания вы возьмете женскую голову,
бледную по цвету, и поставите на солнце, то без труда заметите, что
солнечный свет окрасил её в розовато-желтый цвет. Чем ближе к вечеру, тем окрашенность в горячие красноватые тона будет интенсивнее.
Тени на голове в силу одновременного контраста и под влиянием цвета неба будут, в противоположность свету, окрашиваться в голубовато-
холодные цвета. Если в условиях комнатного освещения отношения теплых и холодных цветов достигаются художником еле уловимыми серебристыми тонами, то под влиянием солнечных лучей на той же модели могут возникнуть сильные контрасты теплого света и холодных теней, доходящих порой до звучных синих и зеленых цветов, в которые как бы вплетаются горячие желто-оранжевые рефлексы от освещенного плеча или от окружающих, залитых ярким светом предметов.
Рефлексы при солнечном освещении бывают очень резки по цвету
и светлы по тону. Поэтому хочется предостеречь начинающих художников от частых ошибок, которые возможны: рефлекс на предмете, как бы он ни казался светлым, никогда не будет светлее света, и когда его пишете, то сравнивайте его не только с тенью, а обязательно со светом.
Писать рефлекс надо не по сухому, не отдельно от тени и света, а лепить его вместе, в сыром месиве краски и добиваться того, чтобы рефлекс органично «списывался» с тенью, не разрушал бы форму, а строил её.
Необходимо помнить, что в условиях пленера надо эвучнее брать
цветовые отношения и находить контрастную разницу между теплыми
и холодными тонами.
Размеры головы в этюдах на пленере лучше брать некрупными, они
могут быть меньше голов, выполняемых вами в условиях мастерской.
Времени для таких этюдов также потребуется несколько меньше, чем
для этюдов, написанных в помещении.
Писать этюд при солнечном свете на воздухе лучше всего под зонтом, состоящим из двух слоев материи: верхний слой — белое полотно,
нижний — из черного материала. Под тенью такого зонта легче избежать возможных погрешностей в подборе красок для передачи головы, освещенной солнцем.
В процессе живописи головы в пленере полезно познакомиться с
работами великих мастеров прошлого и мастеров советского искусства, изучить, как они решали подобные задачи. Очень интересны с этой точки зрения палестинские этюды В. Д. Поленова.
Этюд горбуна к «Крестному ходу» И. Е. Репина поможет вам почувствовать
и понять, как Репин точно взял цветом свет на голове, освещенной солнцем, и как эвучны у него тени глазной впадины с горячими рефлексами в ее глубине. Вы увидите, как художественно распределил он силу света, выдержав всю голову в тоне.
Все изображения взяты из интернета.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.03_-1965г#Попрограммехудучилища#ЖИВОПИСЬГОЛОВЫ