Найти тему

«Некрополь 18 века» в Санкт – Петербурге. Продолжение виртуальной экскурсии по старинному кладбищу

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Предлагаю вашему вниманию очередную публикацию из цикла посвященного наиболее выдающимся образцам мемориальной скульптуры, находящимся в «Некрополе XVIII века», являющегося частью Государственного музея городской скульптуры.

Архаров Иван Петрович (1744 – 1815)

-2

Генерал от инфантерии, младший брат Николая Петровича Архарова, генерал –губернатора Санкт – Петербурга во время правления Павла I. Благодаря протекции брата в 1796 году был назначен военным губернатором Москвы. Прославился тем, что сформировал своего рода личную гвардию из солдат, отличавшихся выдающимися физическими данными, храбростью и личной преданностью ему. Главной задачей этого ОМОНА 18 века было поддержание порядка на улицах первопрестольной. В народе губернаторские «гвардейцы» получили прозвище «архаровцы», которое позже стало именем нарицательным и прочно вошло в русский язык.

В официальной биографии Ивана Петровича сказано что он:

«…зажил в Москве большим барином. Дом его на Пречистенке был открыт для всех знакомых и утром, и вечером. Каждый день у них обедали не менее сорока человек, а по воскресеньям давали балы, на которые собиралось все лучшее московское общество. На обширном дворе, как он не был велик, иногда не умещались экипажи съезжавшихся гостей. Широкое гостеприимство сделало дом Архарова одним из самых приятных в Москве, чему особенно способствовала жена Ивана Петровича».

Однако фортуна, как известно дама переменчивая. После того, как Архаров старший впал в немилость у императора Павла, лишился своего места и младший. Высочайший указ гласил:

«По получении сего, повелеваю объявить братьям генералам от инфантерии Архаровым повеление мое выехать немедленно в свои деревни в Тамбове, где и жить им впредь до повеления».
Впрочем, в «ссылке» Иван Петрович пробыл недолго. После убийства Павла I он вернулся в Москву где зажил в доме на Пречистенке уже, как частное лицо. Привычек своих к роскошной жизни он не оставил ибо хозяином был рачительным а имения и устроенные в них мануфактуры приносили неплохой доход. Скончался в 1815 году.

Его супруга
Екатерина Александровна Архарова (урожденная Римская – Корсакова) (1755 – 1836)

-3

заказала надгробие супругу в виде гранитного саркофага с накладной плитой из золоченой меди.

-4

По всей видимости, второй точно такой же она заранее заказала для себя. Во всяком случае, складывается полное впечатление, что делали оба надгробия одни и те же мастера в одно время.

Теперь оба саркофага стоят вплотную друг к другу, на едином постаменте.

-5

Бакунин Петр Васильевич (1734-1786)

-6

Государственный деятель, дипломат, литератор времен правления Екатерины Великой. Помощник и личный друг графа Н. И. Панина. Принимал активное участие в подготовке декларации о вооруженном нейтралитете (союз России, Дании и Швеции), обеспечившей охрану торгового мореплавания во время войны за независимость в США. Тайный советник. Один из первых 36 российских академиков.

Надгробие умершего в 1786 году Петра Васильевича Бакунина представляет собой яркий образец итальянской мемориальной скульптуры, традиции которой зародились в Эпоху Возрождения.
Саркофаг из белого мрамора с четырехскатной съемной крышкой имеет четыре ножки, искусно вырезанные в виде львиных лап, которые в свою очередь установлены на прямоугольном постаменте, торцы которого украшены гербами в овальных филенках.

На лицевой грани вырублена надпись обрамленная гирляндами, которая гласит:

"Петру Васильевичу Бакунину, тайному советнику иностранной коллегии, члену орденовъ святаго Владимира и святыя Анны кавалеру рожденному 1734 го а жизнь скончавшему 16 маiя 1786 года поставилъ надъ гробомъ сей памятникъ другъ и родственникъ его графъ Александръ Воронцовъ"

Как явствует из надписи, заказчиком надгробия был граф Александр Романович Воронцов (1741-1805), сенатор и президент коммерц-коллегии, на двоюродной сестре которого Анне Сергеевне Татищевой был женат Бакунин

-7

Памятник является уменьшенной копией работы знаменитого итальянского скульптора 17 века Джованни Лоренцо Бернини

Балк-Полев Павел (Петр) Федорович (1689-1743)

Имя этого человека сегодня известно разве что профессиональным историкам, а между тем судьба его весьма любопытна.
Был он выходцем из семьи обрусевших немцев проживавших когда-то в знаменитой московской Кукуй слободе, где, как известно любил бывать юный царь Петр Алексеевич. Отец Петра Балка Фридрих фон Балькен, вошедший в русскую историю, как сподвижник Петра I генерал-поручик, Федор Николаевич Балк женился на Модесте Монс, старшей сестре небезызвестной Анны. Соответственно их старший сын Петр при крещении в православие получивший имя Павел и дополнение к фамилии Полев был племянником юношеской любви царя.

ВУ 1706 году Павел Балк - Полев был принят на службу в Воронежский пехотный полк простым солдатом. Участник Северной войны. Воевал и служил, по всей видимости, неплохо, поскольку в 1708 году был произведен в прапорщики, а затем в поручики и к 1710 году имел чин капитана. В 1715 году, с понижением в звании до поручика, переведен в Преображенский полк. Участвовал в походе на галерах до Копенгагена, который совершили Преображенцы в 1716 году.
С 1717 года Павел Фёдорович Балк-Полев переходит на придворную службу. 11 мая 1724 года он пожалован в камергеры. Придворной карьере, по всей видимости содействовал его дядюшка Виллим Монс бывший, как известно «сердечным другом» императрицы Екатерины I. В том же 1724 году связь матушки императрицы и молодого Монса была раскрыта и беспутный братец бывшей государевой возлюбленной, был казнен.

Не обошли стороной беды и его родственников. Матушка камергера Балк – Полева Матрена Ивановна Балк была публично бита кнутом и выслана в Тобольск. Сам же Павел Федорович Балк – Полев разжалован в капитаны и отправлен в действующую армию, воевавшую в Персии под командованием генерала Матюшкина. Вместе с ним отправился его младший брат Петр служивший пажом при императрице.

Сразу же после смерти Петра Великого произошедшую, как известно в январе 1725 года, указом императрицы Екатерины Алексеевны, Матрена Балк была возвращена с дороги в Сибирь и поселилась в Москве, а сыновья её Павел и Петр отозваны из Персидского похода и восстановлены в прежних чинах при дворе.

В дальнейшем Павел Фёдорович Балк – Полев, сколь ни будь заметной роли, в русской истории не сыграл, но служил исправно.
При Анне Иоанновне был произведён в тайные советники и пожалован домом «в 34 покоя» на Большой улице, получившей в дальнейшем название Миллионная.

Скончался в 1743 году, о чем свидетельствует надпись на надгробной плите

«Лета с Рождества Христова 1743 года сентября 4 дня преставился раб Божий генерал-лейтенант и действительной камергер и ковалер Петр Федорович Балк-Полев при святом крещении наречен Павел а родился пополудни в половине 6 часа 1689 году мая 8 дня жития его было 52 года 3 месяца 27 дней погребен того сентября 10 дня на сем месте».
-8

Сама надгробная плита представляет собой пример художественного чугунного литья 18 века. В верхней части плиты изображен герб рода Балк – Полевых. В нижней части череп с перекрещенными костями. У многих сегодня данный символ на могиле вызывает недоумение, поскольку ассоциируется главным образом с пиратами, анархистами или знаком «Не влезай, убьет».
В действительности символ, череп с перекрещенными костями является христианским и носит именование «Адамова глава» (или голова) . Согласно преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло Распятие Христа.

«Кровь Спасителя омыла по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения».

Таким образом, изображение черепа на надгробии имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле.

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Если мои «кладбищенские истории» вам ещё не надоели, они будут обязательно продолжены в ближайшее время. Узнать об этом я могу исключительно по вашим отзывам, которых как всегда жду с большим интересом.
Ну а пока хочу напомнить, что

Творческая мастерская скульптора Игоря Селиверстова предлагает изготовление надгробий и памятников в лучших традициях мемориальной скульптуры Санкт – Петербурга. Мы выполняем камнерезные бронзолитейные работы любой сложности и сумеем полностью выразить всю глубину ваших чувств, к близкому человеку.