Когда я был ребенком, то как и все нормальные дети, любил сказки. Я и сейчас их люблю, но теперь это любовь немолодого пожившего человека, которому не раз приходилось убеждаться, что жизнь вовсе не сказка. Любовь к своему детству. И к творчеству человека, сказки которого не просто озаряли и обогревали мою детскую душу, но порой сливались с нею в единое целое. Речь пойдет о Владиславе Петровиче Крапивине и его книгах.
Владислав Петрович Крапивин родился в 1938 году в городе Тюмень, тогда еще входившей в состав Омской области. Его родители - Ольга Петровна, в девичестве Печенкина, была дочерью служащего Вятской почтово-телеграфной конторы, а отец, Петр Федорович, происходил из семьи обедневших польских дворян. (Любопытно, что шляхетское происхождение имеют также Александр Грин и Кир Булычев - не последние авторы в русской литературе). Удивительно, но то, что отец его был когда-то священником, так и осталось тайной для писателя. В те времена такие истории тщательно скрывали. В 1936, Петр Федорович резко сменил род занятий, став учителем русского языка в школе.
Когда Славику было три года, началась Великая Отечественная война. Через год отца призвали в армию. Он еще повидает семью, когда приедет на один день из Сарапульской командирской школы. Война пощадил Петра Федоровича, но разрушила семью. В Белоруссии отец будущего писателя встретил другую женщину. Может быть поэтому мотив сиротства при живом отце так пронзительно звучит в книгах Владислава Петровича. В 1946 Ольга Петровна вышла замуж второй раз. С отчимом, Владимиром Эдвиновичем Куном, бывшим боксером, заядлым охотником и знатоком истории русского флота, дружбы у Славика не возникло, но влияние этого человека на кругозор будущего писателя сомнению не подлежит.
Как бы то ни было, полунищее военное и послевоенное детство шло своим чередом. Владик открывал для себя огромный мир заросших лопухами переулков, тенистых оврагов, крутых речных берегов, старинных домов, городских садов и церквей. Первые книги, первые попытки сочинять. Школа. К школе у Владика было сложное отношение и это тоже отразилось в его творчестве. Образцовым учительским сынком он не был. А вот тяга к сочинительству с каждым годом становилась все сильнее. С пятилетнего возраста он начал придумывать занимательные истории и сочинять эпиграммы. Окончив в 1956 году школу, поступил в Уральский государственный университет в Свердловске, хотя мечтал стать моряком.
Первая книга, сборник рассказов "Рейс "Ориона", увидела свет в 1962 году, когда Крапивин был еще студентом. Тогда же выходит его первая фантастическая повесть "Я иду встречать брата". Его талант заметили и оценили такие советские классики детской литературы, как Корней Чуковский и Лев Кассиль. Начало было положено. В 1963 выходит сборник "Брат, которому семь", а публикация в 1965 году повести "Та сторона, где ветер" в журнале "Пионер" сделало имя уральского писателя всесоюзно известным. С 1964 Крапивин член Союза Писателей СССР. Литературная карьера писателя складывается успешно. Казалось бы незачем брать на себя лишние заботы, но еще в 1961 году он создает пионерский клуб и отряд "Каравелла", которому останется верен всю жизнь.
Надо сказать, что официальная педагогическая система встретила самодеятельность, сначала начинающего, а потом и весьма известного писателя, без восторга. Сколько Крапивин руководил "Каравеллой", столько на него писали жалобы и доносы. Ну не нравилось педагогическому начальству, что дети не носятся, как угорелые где попало, не тонут в водоемах, не попадают под трамваи, не дерутся до кровянки в подворотнях, а изучают парусное вооружение, историю флота, занимаются фехтованием, ходят под парусами, снимают кино, рисуют, сочиняют и вообще, растут умственно и физически. И "Каравелла" действительно вырастила многих достойных людей.
Первая экранизация произведения Владислава Крапивина состоялась еще в 1965. Это был фильм-спектакль "Я иду встречать брата". За ним последовали и другие - "Валькины пруса", "Оруженосец Кашка", "Всадники со станции Роса" (1974), "Мальчик со шпагой" (1975), "Та сторона, где ветер" (1976), "Колыбельная для брата" (1982). Всего 16 фильмов и телепостановок, часть которых, к сожалению, утрачена, а что-то так и не было реализовано. Кроме фильмов, существуют инсценировки, даже музыкальные спектакли, не говоря уже о песнях на стихи самого писателя. Творчество Крапивина давно стало частью культуры и не только - российской.
Начиная с семидесятых годов, Крапивин все чаще обращается к фантастике. Такие повести, как "Летчик для особых поручений" (1973), "Ковер-самолет" (1976), "В ночь большого прилива" (1977), "Вечный жемчуг" (1978), "Дети синего фламинго" (1981), "Голубятня в Орехове", "Возвращение клипера "Кречет", "Праздник лета в Старогорске" (1984), "Мальчик и ящерка" (1985) стремительно вывели Крапивина в первый ряд советских фантастов. Многие из этих повестей публиковались сначала в журнале "Уральский следопыт", где штатным художником была Евгения Стерлигова. Она-то и создала неповторимые визуальные образы крапивинских героев и миров.
В начале девяностых, когда все вокруг стало рушится, Владислав Петрович не опустил рук. Он по-прежнему поддерживал "Каравеллу", а главное - писал. Начал рождаться цикл "В глубине Великого Кристалла", постепенно охвативший все фантастические вселенные, придуманные писателем. Цикл включает семь основных произведений и двенадцать примкнувших к нему. "Выстрел с монитора", "Гуси-гуси, га-га-га" (1989), "Застава на Якорном поле", "Крик петуха" (1990), "Белый шарик матроса Вильсона" (1991) и другие. Среди нарастающего шквала пошлости, чернухи, цинизма книги Крапивина оставались якорем, удерживающим бриг "Надежда", шхуну "Мечта", клипер "Дружба" в гавани наших душ.
Разумеется, время не могло не повлиять на писателя и нашло свое отражение в его позднем творчестве, со всеми заблуждениями и не оправдавшимися надеждами, свойственными эпохе. Крапивину не было нужды приспосабливаться к прихотям читающей публики, он всегда писал о том, что думал. Да и жизнь его главных героев - мальчишек и девчонок от шести до пятнадцати лет - нелегка была во все времена, будь то Крымская война пятидесятых годов XIX века или постсоветские неперспективные города с нищающим населением, безработицей и бандитизмом. Издатели XXI века рады были новым книжкам знаменитого писателя, но тиражи при этом оказывались смехотворными и гонорары, надо полагать, тоже. Впрочем, это нисколько не умаляет значения Владислава Петровича Крапивина для литературы.
В 2007 году Крапивин вернулся в родную Тюмень, где в краеведческом музее была открыта постоянная экспозиция "Славка с улицы Герцена", посвященная детству и юности писателя. В 2010 писателю присуждают Почетный диплом Премии Ганса Христиана Андерсена. В 2013 Владислав Петрович вернулся в Екатеринбург, а в 2014 ему была присуждена президентская премия в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. Скончался писатель в 2020 году. Книги же его продолжают жить, и вот о моих собственных встречах с творчеством Крапивина я расскажу в продолжении этой статьи.