Найти тему

ЛУЧШИЙ СКАЗОЧНИК МОЕГО ДЕТСТВА. Часть первая

Евгений Медведев. Иллюстрация к повести Владислава Крапивина "Журавленок и молнии". Изображение взято из открытых источников
Евгений Медведев. Иллюстрация к повести Владислава Крапивина "Журавленок и молнии". Изображение взято из открытых источников

Когда я был ребенком, то как и все нормальные дети, любил сказки. Я и сейчас их люблю, но теперь это любовь немолодого пожившего человека, которому не раз приходилось убеждаться, что жизнь вовсе не сказка. Любовь к своему детству. И к творчеству человека, сказки которого не просто озаряли и обогревали мою детскую душу, но порой сливались с нею в единое целое. Речь пойдет о Владиславе Петровиче Крапивине и его книгах.

В.П. Крапивин. Изображение взято из открытых источников
В.П. Крапивин. Изображение взято из открытых источников

Владислав Петрович Крапивин родился в 1938 году в городе Тюмень, тогда еще входившей в состав Омской области. Его родители - Ольга Петровна, в девичестве Печенкина, была дочерью служащего Вятской почтово-телеграфной конторы, а отец, Петр Федорович, происходил из семьи обедневших польских дворян. (Любопытно, что шляхетское происхождение имеют также Александр Грин и Кир Булычев - не последние авторы в русской литературе). Удивительно, но то, что отец его был когда-то священником, так и осталось тайной для писателя. В те времена такие истории тщательно скрывали. В 1936, Петр Федорович резко сменил род занятий, став учителем русского языка в школе.

Тюмень. Улица Орджоникидзе. Изображение взято из открытых источников
Тюмень. Улица Орджоникидзе. Изображение взято из открытых источников

Когда Славику было три года, началась Великая Отечественная война. Через год отца призвали в армию. Он еще повидает семью, когда приедет на один день из Сарапульской командирской школы. Война пощадил Петра Федоровича, но разрушила семью. В Белоруссии отец будущего писателя встретил другую женщину. Может быть поэтому мотив сиротства при живом отце так пронзительно звучит в книгах Владислава Петровича. В 1946 Ольга Петровна вышла замуж второй раз. С отчимом, Владимиром Эдвиновичем Куном, бывшим боксером, заядлым охотником и знатоком истории русского флота, дружбы у Славика не возникло, но влияние этого человека на кругозор будущего писателя сомнению не подлежит.

Тюмень. Старый мост. Изображение взято из открытых источников
Тюмень. Старый мост. Изображение взято из открытых источников

Как бы то ни было, полунищее военное и послевоенное детство шло своим чередом. Владик открывал для себя огромный мир заросших лопухами переулков, тенистых оврагов, крутых речных берегов, старинных домов, городских садов и церквей. Первые книги, первые попытки сочинять. Школа. К школе у Владика было сложное отношение и это тоже отразилось в его творчестве. Образцовым учительским сынком он не был. А вот тяга к сочинительству с каждым годом становилась все сильнее. С пятилетнего возраста он начал придумывать занимательные истории и сочинять эпиграммы. Окончив в 1956 году школу, поступил в Уральский государственный университет в Свердловске, хотя мечтал стать моряком.

Свердловск. Уральский госуниверситет. Изображение взято из открытых источников
Свердловск. Уральский госуниверситет. Изображение взято из открытых источников

Первая книга, сборник рассказов "Рейс "Ориона", увидела свет в 1962 году, когда Крапивин был еще студентом. Тогда же выходит его первая фантастическая повесть "Я иду встречать брата". Его талант заметили и оценили такие советские классики детской литературы, как Корней Чуковский и Лев Кассиль. Начало было положено. В 1963 выходит сборник "Брат, которому семь", а публикация в 1965 году повести "Та сторона, где ветер" в журнале "Пионер" сделало имя уральского писателя всесоюзно известным. С 1964 Крапивин член Союза Писателей СССР. Литературная карьера писателя складывается успешно. Казалось бы незачем брать на себя лишние заботы, но еще в 1961 году он создает пионерский клуб и отряд "Каравелла", которому останется верен всю жизнь.

В.П. Крапивин с воспитанниками отряда "Каравелла". Изображение взято из открытых источников
В.П. Крапивин с воспитанниками отряда "Каравелла". Изображение взято из открытых источников

Надо сказать, что официальная педагогическая система встретила самодеятельность, сначала начинающего, а потом и весьма известного писателя, без восторга. Сколько Крапивин руководил "Каравеллой", столько на него писали жалобы и доносы. Ну не нравилось педагогическому начальству, что дети не носятся, как угорелые где попало, не тонут в водоемах, не попадают под трамваи, не дерутся до кровянки в подворотнях, а изучают парусное вооружение, историю флота, занимаются фехтованием, ходят под парусами, снимают кино, рисуют, сочиняют и вообще, растут умственно и физически. И "Каравелла" действительно вырастила многих достойных людей.

Кадр из т/ф "Мальчик со шпагой". Изображение взято из открытых источников
Кадр из т/ф "Мальчик со шпагой". Изображение взято из открытых источников

Первая экранизация произведения Владислава Крапивина состоялась еще в 1965. Это был фильм-спектакль "Я иду встречать брата". За ним последовали и другие - "Валькины пруса", "Оруженосец Кашка", "Всадники со станции Роса" (1974), "Мальчик со шпагой" (1975), "Та сторона, где ветер" (1976), "Колыбельная для брата" (1982). Всего 16 фильмов и телепостановок, часть которых, к сожалению, утрачена, а что-то так и не было реализовано. Кроме фильмов, существуют инсценировки, даже музыкальные спектакли, не говоря уже о песнях на стихи самого писателя. Творчество Крапивина давно стало частью культуры и не только - российской.

Кадр из т/ф "Та, сторона где ветер". Изображение взято из открытых источников
Кадр из т/ф "Та, сторона где ветер". Изображение взято из открытых источников

Начиная с семидесятых годов, Крапивин все чаще обращается к фантастике. Такие повести, как "Летчик для особых поручений" (1973), "Ковер-самолет" (1976), "В ночь большого прилива" (1977), "Вечный жемчуг" (1978), "Дети синего фламинго" (1981), "Голубятня в Орехове", "Возвращение клипера "Кречет", "Праздник лета в Старогорске" (1984), "Мальчик и ящерка" (1985) стремительно вывели Крапивина в первый ряд советских фантастов. Многие из этих повестей публиковались сначала в журнале "Уральский следопыт", где штатным художником была Евгения Стерлигова. Она-то и создала неповторимые визуальные образы крапивинских героев и миров.

Евгения Стерлигова. Иллюстрация к повести Владислава Крапивина "В ночь большого прилива". Изображение взято из открытых источников
Евгения Стерлигова. Иллюстрация к повести Владислава Крапивина "В ночь большого прилива". Изображение взято из открытых источников

В начале девяностых, когда все вокруг стало рушится, Владислав Петрович не опустил рук. Он по-прежнему поддерживал "Каравеллу", а главное - писал. Начал рождаться цикл "В глубине Великого Кристалла", постепенно охвативший все фантастические вселенные, придуманные писателем. Цикл включает семь основных произведений и двенадцать примкнувших к нему. "Выстрел с монитора", "Гуси-гуси, га-га-га" (1989), "Застава на Якорном поле", "Крик петуха" (1990), "Белый шарик матроса Вильсона" (1991) и другие. Среди нарастающего шквала пошлости, чернухи, цинизма книги Крапивина оставались якорем, удерживающим бриг "Надежда", шхуну "Мечта", клипер "Дружба" в гавани наших душ.

Евгений Медведев. Иллюстрация к повести Владислава Крапивина "Выстрел с монитора". Изображение взято из открытых источников
Евгений Медведев. Иллюстрация к повести Владислава Крапивина "Выстрел с монитора". Изображение взято из открытых источников

Разумеется, время не могло не повлиять на писателя и нашло свое отражение в его позднем творчестве, со всеми заблуждениями и не оправдавшимися надеждами, свойственными эпохе. Крапивину не было нужды приспосабливаться к прихотям читающей публики, он всегда писал о том, что думал. Да и жизнь его главных героев - мальчишек и девчонок от шести до пятнадцати лет - нелегка была во все времена, будь то Крымская война пятидесятых годов XIX века или постсоветские неперспективные города с нищающим населением, безработицей и бандитизмом. Издатели XXI века рады были новым книжкам знаменитого писателя, но тиражи при этом оказывались смехотворными и гонорары, надо полагать, тоже. Впрочем, это нисколько не умаляет значения Владислава Петровича Крапивина для литературы.

Анатолий Борисов. Иллюстрация на обложку книги Владислава Крапивина "Переулок капитана Лухманова". Изображение взято из открытых источников
Анатолий Борисов. Иллюстрация на обложку книги Владислава Крапивина "Переулок капитана Лухманова". Изображение взято из открытых источников

В 2007 году Крапивин вернулся в родную Тюмень, где в краеведческом музее была открыта постоянная экспозиция "Славка с улицы Герцена", посвященная детству и юности писателя. В 2010 писателю присуждают Почетный диплом Премии Ганса Христиана Андерсена. В 2013 Владислав Петрович вернулся в Екатеринбург, а в 2014 ему была присуждена президентская премия в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. Скончался писатель в 2020 году. Книги же его продолжают жить, и вот о моих собственных встречах с творчеством Крапивина я расскажу в продолжении этой статьи.