Погоди, тебя заставлю
Я смириться подо мной:
В мерный круг твой бег направлю
Укороченной уздой.
А. С. Пушкин
История лошади начинается 60 миллионов лет назад с маленького, похожего на небольшую собаку эохиппуса или хиракотерия (Eohippus, Hyracotheriит) с гибким, аркообразно изогнутым позвоночником и длинным хвостом. Этот зверек опирался на всю ступню, а не на концы пальцев, которых было по четыре на передних и по три на задних лапах. Зубы у него были приспособлены для щипания и перетирания листьев и молодых побегов. Анхитерии (Anchiterium) – это небольшие трехпалые лошади, достигавшие размеров пони. Родом они из Америки, оттуда мигрировали в Евразию.
В миоцене (около 25 миллионов лет назад) предки лошадей стали на новый путь развития – они приспособились к жизни на открытых пространствах и к питанию травой. В среднем по размерам они приближались к пони, череп у них стал уже как у лошади, зубы близки к современным. Наибольшие изменения произошли в строении конечностей именно в это время. Лапа заменяется ногой с опорой на копыто, приспособленной к прыжкам и быстрым передвижениям.
Следующее звено — гиппарион (Hipparion). Они встречались разного размера и вида, напоминали небольших быстроногих газелей или трехпалых лошадок среднего роста. Со своей родины, Америки, гиппарионы очень быстро через Аляску проникли в Азию, Европу и даже Африку.
5 миллионов лет назад саванный ландшафт (с сочной растительностью и сильно увлажненными почвами) сменился сухими степями. Тогданеожиданно появились первые однопалые лошади, которые вытеснили трехпалых гиппарионов, а в ряде мест (Восточная Европа, Центральная Азия и Северная Африка) даже жили с ними одновременно. За короткий срок лошади в изобилии заселили Европу, Азию и Африку, где в различных областях претерпели эволюцию. От них произошли тарпаны, зебры и ослы, история которых уже развивалась на глазах человека.
История лошади неразрывно связана с историей человечества. Лошадь была одомашнена позже других видов сельскохозяйственных видов животных – в начале IV тысячелетия до н.э. Одомашнивание лошадей нельзя отнести к одному определенному месту, оно имело несколько очагов распространения – как в странах Европу, так и в Азии. Самые древние останки домашней лошади найдены в Южном Предуралье на стоянках Муллино II и Давлеканово II, которые расположены на территории Башкортостана и датируются рубежом VII—VI тысячелетия до н.э.
Силуэт лошади встречен среди 200 рисунков пещеры Шульган-Таш (Капова).
Одно из наиболее древних сведений об уздечках относится к среднеассирийским текстам. Самые ранние их детали обнаружены в археологических комплексах III тысячелетия до н.э., а многочисленные изображения появляются начиная со II тысячелетия до н.э. Для коней, в отличии от недоуздка и колец в носу у верблюдов и ослов, была характерна уздечка, снабженная металлическими (а ранее из сыромятных ремней) удилами. Чем объясняется особенность взнуздывания коня? Ведь цели во всех случаях ставятся одни — наилучшее управление животным, подчинение его своей воле, — а средства оказываются разными. Дело в том, что на нижней челюсти у лошади зубы расположены не сплошным рядом, как у людей и большинства животных, а с пустым пространством между резцами, клыками и коренными зубами. Именно на этот беззубый чувствительный край десен и на язык давят металлические удила.
История цивилизации степных народов Евразии прямо или косвенно связана с появлением коня. Именно приручение коня вызвало первые крупные передвижения народов, когда, получив в свои руки скоростной инструмент, человек смог подчинить новые огромные пространства. В памяти народов долго оставались живыми реальные и вместе с тем мифические кентавры – евразийская конница, которая наводила страх на жителей Европы и Азии.
Крупнейшим военным достижением II тысячелетия до н.э. было создание нового оружия – запряженной лошадьми легкой боевой колесницы. Это открытие сопровождалось распространением в евразийских степях двух близкородственных культур, одна из которых принадлежала иранцам, а другая индоариям. Появление боевой колесницы вызвало волну завоеваний, и индоарии вторглись в северную Индию, а иранцы – в страну, которой они дали свое имя, «Ариана», Иран.
«Можно видеть в конной колеснице одно из первых изобретений, т.е. рассматривать ее, как итог целенаправленной технической работы, задачей которой было создание мощного наступательного средства».
Вслед за колесницей к концу II – началу I тысячелетия до н.э. появился сросшийся с конем, ставший его сердцем и волей всадник-воин. Если для передвижения и боя колесницам нужна была хорошая дорога, то всадники могли скакать где угодно, вести бой на пересеченной местности, постоянно менять тактику – быть значительно более мобильными и маневренными. Об умении населения евразийских степей ездить верхом свидетельствует ряд фактов. Это конские погребения в памятниках эпохи бронзы, многочисленные находки костяных псалиев, кости (фаланги) лошадей как культовые предметы в детских погребениях срубной культуры и культовая пища в виде костей лошади на ранних этапах андроновской культуры.
В эпоху бронзы значение лошади в хозяйстве заметно возрастает, о чем свидетельствует увеличение доли остатков животного на памятниках. Процесс увеличения роли лошади в жизни степного населения продолжается в раннем железном веке. Об этом свидетельствует широкое использование лошадей в погребальном обряде. Погребение большого количества верховых лошадей в могилах кочевой знати подчеркивало их высокий социальный статус.
Реконструкция конской узды эпохи раннего железного века. Художник О.Нагорная, Оренбург
Сопогребение лошадей с человеком производилось с определенной целью: они сопровождали или доставляли умершего в иной мир. Для этого животных полностью снаряжали, преобразовывали с помощью масок. Кони были взнузданы и оседланы, головы некоторых из них облачены в маски. Животных умерщвляли ударом чекана в лоб. Детали конского снаряжения – от узды, нагрудного, подхвостного ремней, бляхи, псалии, подвески, разделители ремней были изготовлены из дерева, украшены резными узорами и покрыты золотой фольгой и оловом. Среди образов животных, помещенных на предметах убранства коней, присутствуют хищные птицы и фантастические существа – грифоны.
В эпоху средневековья роль лошади остается все такой же высокой – на территории Уфимского полуострова проживали племена, вожди которых отнесены исследователями к представителям всаднической элиты. В погребениях на территории Уфы были обнаружены золотые детали конской упряжи.
В курганах VIII-XII вв. н.э. (Ишимбаевские, Лагеревские в Салаватском районе, Хусаиновские в Абзелиловском районе Республики Башкортостан) найдены удила, стремя, остатки богато украшенного седла. В каждой могильной яме и в заполнении курганов обнаружены кости и черепа лошадей.
В одном из захоронений на ноги погребенного было положено седло, от которого сохранились следы крыльев, задней и передней луки. Луки седла были сплошь украшены 24 серебряными пластинками, вырезанными из какого-то цельного предмета. Седлу же принадлежало стремя, у правой ноги размещены удила. В I Бекешевском кургане на колени погребенной женщины было брошено седло, от которого сохранились детали луки, сплошь украшенные серебряными накладками.
Письменные и изобразительные источники прошлого свидетельствуют о том, что именно кочевники были пионерами в освоении коня как тягловой силы вначале и под верховую езду впоследствии. Освоение коня под верховую езду привело к небывалому расширению ойкумены кочевников и их доминированию в истории евразийских степей и прилегающих территорий на протяжении длительного времени. Это первый в истории опыт глобальной коммуникации на уровне всего мира.
В представлениях большинства народов конь олицетворял Солнце, огонь. В одном из древнейших текстов в истории человечества – Ригведе, описывается бог Митра, собирающийся в бой на колеснице, запряженной лошадьми:
«С конями мчащимися, огнем пышущими,
искры копытами высекающими»
В другом месте приводится не менее живописное описание Митры и его коней:
«Мы почитаем Митру...
Чьи яростные кони
С широкими копытами
К войскам мчат кровожадным
Между рядов сомкнутых
Сражающихся стран»
В шаманской практике и связанных с нею мифах, остатки которых еще можно выявить у индоевропейцев, лошадь играет важную роль, если, конечно, можно говорить о шаманской идеологии и практике, хотя бы в самом узком значении этих слов: «вознесение» на небо, «спуск» в преисподнюю затем, чтобы вывести душу больного или сопроводить душу умершего, вызов и воплощение духов с целью экстатического путешествия, власть над огнем и т.п.
Список использованной литературы.
1. Белавин А.М., Иванов В.А., Крыласова Н.Б., 2009. Угры Предуралья в древности и средние века. Уфа: «Вагант». 285 с.
2. Белавин А.М., Крыласова Н.Б., 2008. Древняя Афкула: археологический комплекс у с. Рождественск. Пермь: ПГПУ. 603 с.
3. Белавин А.М., Крыласова Н.Б., 2015. Комплексы орудий в мужских захоронениях ломоватовской культуры как отражение основных хозяйственных и производственных занятий населения // Вестник Челябинского государственного университета. № 6 (361). С. 16-27.
4. Гребнев И.Е., Васильев С.К. Лошади из памятников пазырыкской культуры Южного Алтая // Полосьмак Н.В. «Стерегущие золото грифы». Новосибирск, 1994. С. 106-111.
5. Гуревич Д.Я., Рогалев Г.Т. Словарь-справочник по коневодству и конному спорту. М., 1991. 240 с.
6. Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. I: Культура населения в раннескифское время. Барнаул, 1997. 232 с., ил.
7. Ковалевская В.Б. Конь и всадник (пути и судьбы). М., 1977. 152 с.
8. Косинцев П.А. Лошади Ботая и Синташты: сравнительная и морфометрическая характеристика // Этнические взаимодействия на Южном Урале. Челябинск, 2002. С. 48-50.
9. Красников А.С. Практикум по коневодству. М., 1977. 160 с.
10. Левин М. Особенности палеопатологий лошадей эпохи раннего железа // Феномен алтайских мумий. Новосибирск, 2002. С. 243-249.
11. Мажитов Н.А. Курганы Южного Урала VIII-XII вв. М.: 1981. // М.: 1981. 164 с
12. Нестеров С.П. Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья. Новосибирск, 1990. 143 с.