Найти тему
Техника и жизнь

Модернизация Т-54/55 – новые меха могут освежить и старое вино – часть IV – Ирак при Саддаме Хусейне

Саддам Хусейн (Wikipedia.org)
Саддам Хусейн (Wikipedia.org)

Введение

При Саддаме Хусейне Ирак был на редкость милитаризированным государством даже по меркам Ближнего Востока. И это было связанно не только с внешней политикой Ирака и постоянными войнами, которые он вел, он и с особенностями личности самого Саддама Хусейна. Естественно, что иракское государство тогда уделяло большое внимание и развитию собственной военной промышленности. Здесь я буду рассказывать о различных вариантах модернизации танков семейства Т-54/55(подробнее о нем у меня тут) и их китайских вариантов в Ираке. В том числе, как и при жизни Саддама, так, и в текущие времена уже без него. Ниже я об этом расскажу подробнее.

История модернизации Т-54/55 и ее причины при Саддаме Хусейне

С 1980 по 1988 год Ирак вел войну с Ираном. В ходе боевых действий, не смотря на потери в танках, общее их количество в армии Саддама выросло. Но значительную их часть составляли устаревшие к тому времени советские Т-54/55, включая и их варианты, выпущенные в странах союзниках СССР по (ОВД) Организации Варшавского Договора, и значительное число их китайских версий «тип 59» (подробнее о нем у меня тут) и «тип 69» (подробнее о нем у меня тут). Обновить полностью их парк на более современные типы было экономически сложно для Ирака, истощенному тяжелой и изнурительной войной с исламской республикой Иран (подробнее об Иране у меня тут). Хотя в Ирак уже стали поступать более современные советские Т-72М1 и стала организоваться их сборка в самой стране, а также велись переговоры о поставке и сборке еще более современных Т-72С(экспортный вариант Т-72Б), вместе с повышением локализации собираемых в стране Т-72. Поэтому еще в ходе Ирано-Иракской войны страна стала вести работы по модернизации имеющихся уже вооружений. Благо его ВПК (о разработках в Ираке колесных дальнобойных САУ в те годы у меня тут)в ходе многолетней войны сильно развился и стал одним из мощных в арабском мире. С ним был тогда среди арабских стран сравним только ВПК Египта (подробнее об египетской модернизации советских Т-54/55 у меня тут).

Впервые модернизированный образцей, созданный на базе китайского «69-II» и названный в самом Ираке «Al Faw» был показан на выставке вооружений в столице Ирака Багдаде в 1989 году.

Иракский "69-II" в базовой версии(Wikipedia.org)
Иракский "69-II" в базовой версии(Wikipedia.org)

Тогда это был опытный образец. Но к моменту «Бури в пустыне» в армии Ирака имелись уже и модернизированные Т-54/55, включая и их китайские варианты, в «Al Faw». Некоторое количество приняло участи в боях за саудовский город Хавджи. Часть их попала в качестве трофеев к войскам коалиции. Тогда же они были прозваны с легкой руки солдат коалиции - «Enigma». Обычно так их именуют и по сей день. Как и более современные модернизации данного семейства советских танков уже в современном Ираке без Саддама.

"Enigma"(Wikipedia.org)
"Enigma"(Wikipedia.org)

Тактико-техническое описание танка «Al Faw»

Особенность данного проекта модернизации, что при значительном усиление бронезащиты остальные узлы танков не менялись. Это приводило к значительным проблемам в эксплуатации и во время боевого применения. Но это было, видимо, связано с относительно низким уровнем технологий в Ираке, как в плане их создания, так и в плане налаживания производства промышленных изделий. По некоторым данным проект создавали при помощи разработчиков из ФРГ. Это возможно, так как в тот период Ирак часто прибегал к услугам иностранных фирм, даже в случае если разработанная за рубежом продукция иракского ВПК формально именовалась самим Ираком - "национальной разработки". Вдобавок ФРГ тогда активно содействовала Ираку в реализации программы создания оружия массового поражения и ракетных средств его доставки, и не только. Что следует традиции присутствия Германии в Ираке, заложенной еще, как минимум, в период строительства Багдадской железной дороги еще до Первой Мировой Войны.

В процессе модернизации танки получали блоки навесной брони на башню и корпус. Она относилась к типу так называемой комбинированной брони и значительно усиливала защищенность против кумулятивных зарядов противника. Она чередовал слои алюминия, стали, резины и пустоты, между этими слоями. Толщина таки блоков доходила до 120мм. Штатная броня Т-54/55, которая осталась на своих местах, относится к более старому типу гомогенного бронирования. Как показала практика их боевого применения против войск коалиции в 1991 году, эти блоки позволяли танку выдерживать удары ПТУР «Милан», что является очень неплохими результатом. Ее ранние версии пробивают до 800 мм брони в гомогенном эквиваленте. Проведенные союзниками после войны испытания трофейных «Al Faw» показали, что так же его усиленная броня успешно противостояла и бронебойно-фугасным снарядам западных танков. Этому не мешало даже плохое качество исполнения этих блоков дополнительного бронирования, почти кустарное. Особенностью конструкции был противовес на задней части башни танка. Его не было на экземпляре, представленном в 1989 году на Багдадской выставке вооружений. Но он был на всех серийных образцах иракской армии. Причиной его появления было серьезное нарушение центра тяжести башни, заложенного разработчиками базовой конструкции боевой машины, из-за очень большой массы модулей на фронтальных проекция башенного отделения танка. Так же отрабатывалось установка на них дымовых гранатометов и улучшенных ночных прицелов. Но скорей всего это не было реализовано на реально улучшенных серийных танках. Судя по практике их применения армией Ирака во время боев с коалицией во время «Бури в пустыни» они были преимущественно командирскими машинами. Учитывая потерю подвижности и надежности в ходе модернизации, это было разумное решение. Большая часть линейных танков в подразделениях оставалась в базовом варианте.

-4

Продолжение о модернизации танков Т-54/55 армии Ирака и их китайских аналогов уже в современные времена будет в другой публикации.

Источники

https://tanks-encyclopedia.com/modern/Iraq/t-55-enigma/,

https://topwar.ru/170783-srednij-tank-al-faw-enigma-prostaja-modernizacija-t-55-po-irakski.html,

Модернизация Т-54/55 часть I - Израиль - тут.

Модернизация - Т-54/55 – часть II – Египет - тут.

Модернизация Т-54/55 – часть III –Сирия - тут.

Федор Болдырев 2023©