Недавно, в моей памяти, всплыл один небольшой эпизод из детства, которое проходило в небольшом городке на западной Украине в пятидесяти километрах от Львова. То, заурядное на тот момент, событие, в наши дни объясняет уже многое, и способствует понимаю того, как образовался Украинский кризис.
Это случилось в 1990 году, когда Горбачёвская перестройка перешла в завершающую стадию. Союз, во всю трещал по швам, а культ личности Сталина, уже был полностью разоблачён. В газетах и журналах, нисколько не боясь и не стесняясь, журналисты поливали грязью Советскую власть, а равно всё, что с ней было связано. Тогда, наверное, только в журнале «Мурзилка» не было статей о Сталинских репрессиях и расстрелах, невинно осужденных представителей интеллигенции.
Гуляя с друзьями по городу, на центральной улице, которая тогда еще носила имя Ленина, мы увидели толпу, которая собралась у здания, где некогда располагалось КГБ, а еще раньше НКВД. Естественно, мы не смогли совладать с любопытством и подошли посмотреть, что там произошло. Оказалось, что люди собрались вокруг человеческих костей, сложенных горкой под окнами здания бывшего КГБ и внимательно слушали лекцию о происхождении этих человеческих останков.
- Дывытесь люды! – громко и с расстановкой, выступал неизвестный мне активист-оратор, показывая при этом, всем набежавшим зевакам, человеческий череп с намотанной вокруг лба ржавой проволокой. Этот череп, мужчина держал перед собой на вытянутой руке и тыкая в него пальцем, обращал внимание на отверстие, зияющее в около височной области, – Ось тут москали скручивалы дрот, поки шкира нэ трискалсь и кистка нэ ломалась. Бачите яка вылыка дирка? Так воны робылы к кожным, хто сыдив тут у пидвали.
Со слов этого «археолога», я понял, что представленные на обозрение человеческие останки, достали прямо из подвала НКВД, и разложили здесь же, чтобы разоблачить преступления, которые тут творила Советская власть. А демонстрация поврежденного черепа, как очевидного и неопровержимого доказательства преступлений службистов НКВД, исключала любые сомнения, которые могли возникнуть у собравшихся обывателей.
Неудивительно, что тогда, всё увиденное и услышанное, я принял за чистую монету. И скорее всего, этому поверили и все собравшиеся там граждане. Во всяком случае, я не помню, чтобы кто-то из них, попытался хоть как-то возразить оратору. Этот антисоветский спитч на костях, закономерно вызывал, лишь, искренние негодования и проклятия в адрес клятых москалей. И только спустя годы, я задумался над вопросом: «А был ли скелет в Украинском шкафу НКВД?». А после того, как часть моих одноклассников превратилась в детей коллаборационистов и потомков жертв голодомора, у меня не осталось больше сомнений относительно того, кем был тот спикер-археолог, чьи это были кости, и что вообще, там происходило на самом деле. Не ошибусь, если буду утверждать, что эти кости хранились на одной полке, вместе с тем белым порошком, что демонстрировал в пробирке на заседании Совета по безопасности в ООН, госсекретарь США Колин Пауэлл.