Начнём сразу с новости, которой удивятся даже школьники, если они уже разобрались в том, что такое средняя скорость движения.
Минтранс РФ предложил ввести в ПДД запрет на превышение средней скорости
Ввести в правила дорожного движения (ПДД) требование не превышать среднюю скорость движения предложило Министерство транспорта РФ 3 августа, сообщили в пресс-службе ведомства. В действующих ПДД понятие «средней скорости» не определено, нет и запрета на ее превышение, отметили в министерстве.
«Минтранс России предлагает ввести в ПДД определение «средняя скорость движения транспортного средства», а также дополнить правила обязанностью не превышать в том числе и среднюю скорость движения», — сообщили в ведомстве.
Подробнее: https://rossaprimavera.ru/news/62863be5
Ну зачем же так позориться, зачем требовать невозможного! Движение без превышения средней скорости в принципе невозможно, если это движение с разными скоростями на разных участках движения. Запрет на превышение средней скорости невозможен, так как тогда это будет запрет на движение как таковое.
Вернёмся в школу. Начнём с задачи, понятной сотрудникам того отдела Минтранса, из которого исходит инициатива о запрете движения с превышением средней скорости.
Задача 1. Сотрудник отдела Минтранса три месяца подряд получал зарплату (в условных единицах): 99, 100 и 101. Какова средняя зарплата у этого сотрудника в месяц за этот период?
Решение. Средняя зарплата — это такая постоянная зарплата, которую получал бы сотрудник, чтобы за те же месяцы заработать ту же сумму. Она равна (99 + 100 + 101) : 3 = 100.
Если бы начальник отдела запретил начислять зарплату выше средней, то в каждый из трёх месяцев надо было бы платить одну и ту же сумму — 100.
Задача 2. Расстояние между двумя сёлами 18 км. Велосипедист ехал из одного села в другое 2 ч, а возвращался по той же дороге 3 ч. Какова средняя скорость движения велосипедиста на всём участке пути? [1], № 2.1.
Перед этой задачей на той же странице сборника задач в разделе Задачи на среднюю скорость движения есть такой пояснительный текст.
Средней скоростью движения на некотором участке пути называют постоянную скорость, с которой можно тот же участок пути проехать за то же время.
Решение. В задаче 2 велосипедист проехал 18 + 18 = 36 (км) за 3 + 2 = 5 (ч). Средняя скорость равна 36 : 5 = 7,2 (км/ч).
Важно заметить, что средняя скорость меньше скорости при движении в одном направлении и больше скорости при движении в другом направлении. При движении в одном направлении скорость была 18 : 2 = 9 (км/ч), а при движении в другом — 18 : 3 = 6 (км/ч).
Кажется, из этой одной задачи ясно, что если на каком-то участке пути машина двигалась с одной скоростью, а на другом с другой, то на одном из этих участков она двигалась со скоростью, превышающей среднюю скорость на всём участке.
Складывается впечатление, что Минтранс решил обеспечить бесперебойным доходом контролёров с видеокамерами. Это же праздник для тех, кто будет штрафовать всех водителей в обязательном порядке, так как в реальности невозможно движение с постоянной скоростью! Хорошо ещё если установят предел превышения больше 20 км/ч, например. Тогда часть водителей обойдётся без штрафа.
Ведь достаточно зафиксировать скорость машины на въезде и на выезде на некотором участке дороги длины 15 км. При этом фиксируется время t = 0,25 ч, затраченное на прохождение всего участка — как разность моментов снятия показаний. Средняя скорость равна 15 : 0,25 = 60 (км/ч).
Если замер скорости хотя бы в одной точке — в начале участка, в конце или где-то посередине отличается от 60 км/ч, то пожалуйте в кассу, оплатите превышение средней скорости движения.
А что? Удобная схема безотказного заработка. Поздравляем сотрудников Минтранса с блестящей находкой. Очень удивлюсь, если предложившие эту идею заработков действовали по своей инициативе и не были простимулированы измерителями средней скорости, которые могут отчислять в Минтранс оговорённый процент своих свалившихся с неба доходов.
Если они это сделали совершенно бескорыстно по своей инициативе, то приношу свои извинения за возникшие вдруг подозрения и выражаю удивление уровню некомпетентности этих сотрудников. Советую им срочно подтянуть немного школьную математику, чтобы не позориться так на всю страну.
Используемая литература
1. Шевкин А. В. Текстовые задачи по математике: 7–11. – М.: ИЛЕКСА, 2017.