Устраивать ожесточенные бои на арене на потеху многочисленным зрителям - очень древняя забава. В Риме гладиаторы сражались на протяжении почти восьми столетий. Считается, что жестокую традицию римляне подглядели у одного из италийских народов в первой половине III века до нашей эры. И стали отказываться от нее только во времена, когда христианство утвердили в качестве государственной религии в Римской империи. Бои на арене признали античеловечными с точки зрения религиозной морали и сочли пережитком языческого прошло. В V веке после ряда запретов сверху интерес к гладиаторским боям окончательно угас.
А до того граждане Рима наслаждались кровавым зрелищем, делая ставки и прославляя человека, скрасившего их досуг. Они даже восхищались отдельными гладиаторами и с нетерпением ждали выхода на арену своего любимца. Правда, даже в момент пика популярности гладиаторских боев не все разделяли этот восторг. Сенека, римский философ и поэт I века нашей эры, в своих "Нравственных письмах к Луцилию" писал, что подобные развлечения пагубно влияют на зрителей, пробуждая в них алчность, тщеславие и склонность к роскоши. Также он добавил, что гладиаторы убивают, чтобы затем быть убитыми другими. "Нет у них другого выхода, кроме смерти". И вот тут с Сенекой, который явно утрирует, предостерегая молодого Луцилия, согласиться нельзя.
Вопреки популярному представлению, на римской арене не всегда дрались до смерти. Во-первых, там присутствовал судья "summa rudis", который мог остановить поединок, если кто-то из участников был серьезно ранен, либо неоднократно нарушал правила. И выбирали судью, как правило, из числа бывших гладиаторов - то есть со знанием дела. Во-вторых, хороший гладиатор - товар штучный, ценный, и им старались не разбрасываться.
Оказывается, их даже достойно лечили, привлекая порой к этому делу лучших врачевателей. Чему доказательством стали найденные в 1993 году в Эфесе скелеты гладиаторов, на которых обнаружили следы залеченных ранений. То есть при жизни их тщательно берегли. И еще факт из биографии знаменитого Галена, чьи труды изучали вплоть до XIX века: в первое время он работал штатным врачом в школе гладиаторов.
Однако не будем забывать и то, что бои на арене служили также наказанием за тяжкие преступления. И тут уже не могло быть пощады по определению.
Кстати, все тот же Гален отмечал, что гладиаторы в основном питались дешевыми и быстрыми в приготовлении блюдами из ячменя и бобов. То есть богатыми углеводами - чтобы хватало энергии для упорных тренировок и продолжительных боев. Плиний Старший называет гладиаторов "hordearii", что можно перевести как "пожиратели ячменя".
По мнению некоторых исследователей, их диета была направлена на приобретение существенного количества подкожного жира. Который, как бы парадоксально это не звучало, делал бои зрелищнее: благодаря жировому слою неглубокие порезы не задевали суставы, связки и нервы. Такая, вот, естественная броня, с помощью которой гладиаторы наносили друг другу множество легких ранений и при этом могли продолжать радовать зрителей. Без сомнения, так выглядело бы эффектнее.
Дефицит кальция восполняли приемом специального отвара (предположительно, одним из компонентов была древесная зола). И все те же останки из Эфеса показали, что кости гладиаторов куда крепче, чем у остальных жителей древнего города.
Не меньше зрелищности добавляло разделение бойцов арены на различные типы. Ко времени, когда в Риме построили грандиозный амфитеатр "Колизей" в 80 году нашей эры, гладиаторские бои по форме и по сути перешли в разряд четко организованного спорта. Где каждого участника распределяли по видам с уникальным стилем боя и набором вооружения. При этом учитывали его прошлое, навыки и способности. А затем тренировали сильные стороны.
Например, бестиариев готовили специально для боев с животными, а димахеры выходили на арену с двумя мечами. Или эсседарии, сражавшиеся на колесницах. Ретиарий вообще изображал рыбака, вооружаясь трезубцем, ножом-пугио и сетью. Ему следовало поймать соперника, точно рыбку, в сеть, иначе у него было мало шансов на победу.
С ростом популярности боев на арене все больше людей привлекали рев толпы и боевой азарт. Да, гладиатор - это не всегда раб, которого схватили в каком-нибудь варварском племени. К I веку нашей эры в гладиаторские школы часто шли свободные люди, охотившиеся за славой, деньгами и, возможно, за женским вниманием. Как правило, они прежде служили в римской армии и уже умели обращаться с оружием.
Были среди гладиаторов и патриции, стремившиеся показать свое воинское происхождение. Да что уж там, император Коммод самолично принимал участие в постановочных боях. И вроде как против него всегда выставляли соперников без какого-либо опыта или просто напуганных зрителей с оружием. Другие императоры не участвовали, но негуманные состязания любили. И проводили их, тратя огромные суммы, чтобы завоевать народную любовь. Ведь неспроста в начале II века нашей эры римский сатирик Ювенал написал: "Этот народ мечтает только о двух вещах: хлеба и зрелищ!"
Читайте также: