Найти тему
Рязанские ведомости

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова отмечает 80-летие

Рязанский медицинский вуз опережает время и готовит сегодня таких врачей, которые будут востребованы через шесть и более лет.

В этом году Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова отмечает своё 80-летие. У вуза необычная судьба. За точку отсчёта берется 1943 год, когда на базе 3-го и 4-го Московских медицинских институтов был создан Московский медицинский институт. В 1950 году по случаю 100-летия со дня рождения академика И.П. Павлова Московский мединститут был переведен в Рязань и переименован в Рязанский медицинский институт имени академика И.П. Павлова. Университетом вуз стал в 1995 году.

-2

Сегодня РязГМУ – это по сути город в городе, большая научно-образовательная площадка, где проходят обучение тысячи будущих медицинских специалистов.

С ректором РязГМУ, выпускником этого вуза, профессором РОМАНОМ КАЛИНИНЫМ мы встретились в самый разгар приемной кампании. Акцент в нашем разговоре мы намеренно сместили в сторону практического здравоохранения, ведь в представлении общественности медуниверситет – это, в первую очередь, кузница кадров для больниц и поликлиник. Роман Калинин рассказал о своём видении системы подготовки медиков, новых направлениях в развитии вуза, а также о том, каким должен быть современный выпускник медвуза, что такое профессиональное счастье и из чего оно складывается.

-3

– Роман Евгеньевич, жители нашей области часто задаются вопросом: «Почему при наличии в регионе медуниверситета в больницах и поликлиниках не хватает врачей?» Считаете ли вы справедливым, когда проблема кадрового дефицита в здравоохранении переадресовывается вам? И как бы вы в целом охарактеризовали ситуацию с обеспеченностью специалистами региональной системы здравоохранения?

Р.К. – Безусловно, мы в ответе за подготовку кадров для региональной системы здравоохранения, принимаем критику и делам всё, что от нас зависит, чтобы изменить ситуацию. Эта тема острая и повседневная одновременно. Но занимаемся мы этим не одни, а в партнёрстве с региональным министерством здравоохранения и муниципалитетами. Разумеется, амбулаторное звено – это самый чувствительный на сегодняшний день участок. Стараемся стимулировать наших выпускников идти в «первичку», ищем такие варианты трудоустройства, которые были бы им интересны.

-4

Хорошо зарекомендовала себя практика, когда наши ординаторы совмещают учебу с работой в качестве участковых терапевтов и педиатров. В этом году снова будем просить ординаторов брать совмещение в амбулаторно-поликлиническом звене. Жизнь показывает, что это один из самых эффективных инструментов борьбы с кадровым дефицитом. Примеров много, один из них – когда в течение нескольких месяцев десант наших сотрудников и ординаторов закрывал проблему отсутствия детского врача в Спасске.

Сегодня мы стараемся мотивировать наших студентов, показывая им, что врач, приехавший в районную больницу, сможет там работать, развиваться, видеть карьерные перспективы, жить в нормальных условиях. Но здесь многое зависит и от позиции власти на местах. В этом смысле активно работает, например, Александро-Невский район – глава дает очень интересные предложения. Мы всегда на прямой связи с руководством районов области, с главными врачами больниц. Вместе работаем над тем, чтобы в каждом районе был достигнут нормативный уровень обеспеченности врачами. Понятно, что сделать это в короткие сроки невозможно, но мы буквально в ежедневном режиме этой проблемой занимаемся.

-5

Проблема дефицита врачей в Рязанской области выражается не столько в нехватке специалистов, сколько в диспропорции в распределении их по региону и по отдельным службам. В областном центре свободных ставок узких специалистов очень мало, в стационар вообще сложно устроиться. А в районах есть дефицит и первичном, и в стационарном звеньях. Поэтому серьёзный акцент сегодня мы делаем именно на работе с районами.

– Как сейчас обстоят дела с целевым набором, когда уже во время учебы за студентом гарантированно закрепляется место в системе здравоохранения?

Р.К. – Мы снова увеличиваем количество выделенных целевых мест для поступления в университет: на одном только лечфаке для Рязанской области их было 80, а будет 90. Число желающих учиться по целевому набору всегда превышает установленную квоту. Поэтому на целевые места тоже высокий конкурс. При этом целевой договор абитуриент теперь заключает не с конкретной больницей, а с министерством здравоохранения Рязанской области. То есть региональный минздрав здесь играет роль координационного центра, отслеживает ситуацию с кадрами в режиме реального времени и направляет целевиков именно туда, где в них наибольшая потребность на данный момент. Считаю такую систему совершено справедливой и оправданной, она способствует равномерному распределению медицинских кадров по региону и не допускает диспропорции, о которой я уже говорил. Поясню, что такой порядок действует только для студентов-целевиков. Ординаторы-целевики заключают договор уже с конкретной медицинской организацией, где будут работать.

-6

– 11 лет назад в РязГМУ был открыт педиатрический факультет. Помогло ли это решение насытить практическое здравоохранение детскими докторами?

Р.К. – На мой взгляд, решение об открытии нового факультета было очень важным для регионального здравоохранения. Если бы этого не произошло, то сейчас проблемы в первичном педиатрическом звене были бы гораздо серьёзнее. На педиатрическом факультете уже было шесть выпусков. В этом году мы выпустили больше шестидесяти педиатров. Надеюсь, что даже те, кто продолжат образование в ординатуре, поддержат первичное звено и придут работать участковыми педиатрами. Сейчас совершенно чётко понятно, что в дальнейшем нужно увеличивать количество мест на педиатрическом факультете – детское здравоохранение продолжает нуждаться в специалистах.

-7

– Еще одна ретроспектива, если позволите. В 2018 году в медвузах была отменена интернатура. Выпускники после окончания университета и прохождения первичной аккредитации получили возможность сразу работать в амбулаторном звене. Об этих нововведениях тогда много спорили. Как вы считаете, сейчас – по прошествии пяти лет – система прижилась? Дала она положительный эффект?

Р.К. – Сколько бы мы ни говорили о кадровом дефиците, но тот факт, что сейчас в поликлиниках появилось много молодых лиц, сложно отрицать. Это как раз результат нововведений, о которых идёт речь. Многие опасались, что качество медпомощи сильно снизится, но этого не произошло. По такому же принципу, я считаю, сегодня нужно укомплектовывать кадрами службу скорой помощи. После университета проводить для выпускников, которые желают работать на скорой и успешно прошли первичную аккредитацию, краткосрочное тематическое усовершенствование, а дальше – за работу. Сейчас отчасти это возможно благодаря действующему приказу Минздрава РФ, согласно которому ординаторы могут трудиться на скорой помощи. Временный порядок помог ощутимо усилить кадровый состав рязанской службы скорой помощи – там работают наши ребята, и мы их видим. А до этого в рязанской службе скорой помощи был недокомплект порядка 40%. Я за гибкий подход и расширение возможностей для выпускников медвузов. Мы выпускаем квалифицированного специалиста, который обладает базовым набором знаний и навыков, ему надо дать право работать. В свою очередь вуз открыт к любому контролю знаний и навыков молодых врачей, готов им помогать. Мы понимаем, что, приходя в практическое здравоохранение, наши выпускники не остаются одни – рядом будут опытные наставники. То есть сегодня, с учетом современной практической подготовки, пройденной в вузе, мы уже можем говорить о более короткой образовательной траектории для медиков.

-8

– Роман Евгеньевич, понятно, что первая и главная задача медуниверситета – это подготовка специалистов для здравоохранения и профессиональное совершенствование уже действующих врачей. Но в последнее время вуз предлагает целую линейку образовательных проектов для всех желающих. Тут и занятия с молодыми родителями, и курсы по сохранению здоровья для старшего поколения, и тренинги по оказанию первой помощи, и многое другое. С чем связано появление новых направлений?

Р.К. – Мы развиваем университет, стремимся, чтобы он работал для всех, был открытой средой, точкой притяжения, генератором полезных знаний. Пришли к этому, когда стали работать в системе долговременного ухода, учить людей ухаживать за тяжелобольными. Это был совершенно новый опыт, но мы посчитали своим долгом сделать всё по высшему разряду. «Мы делам мир лучше» – сформулировали мы свою миссию и решили продолжить формат открытого образования, но уже по разным направлениям. Так появились новые проекты, которые вы упомянули. Ценность их в том, что люди получают достоверную информацию из уст наших сотрудников – специалистов высокой квалификации, приобретают необходимые в жизни навыки. Убежден, что такой крупный университет, как наш, должен активно участвовать в жизни региона. В этом смысле с коллегами мы единомышленники. В ближайшей перспективе продолжим уже начатые образовательные проекты, а возможно, придумаем и что-то новое.

-9

– Медуниверситет имеет статус вуза здорового образа жизни. В чем это выражается и как вы поддерживаете это звание?

Р.К. – Команда нашего университета постоянно участвует в спартакиаде студентов медицинских и фармацевтических вузов России «Физическая культура и спорт – вторая профессия врача» и занимает в ней призовые места. В этом году мы стали вторыми среди медвузов страны. Продолжаем развивать нашу спортивную базу, создавать условия, чтобы ребятам было где заниматься. Это и воркаут-площадки, и тренажерные залы. У студентов есть возможность посещать секции по самым разным направлениям, бассейн.

-10

Активно работает наш студенческий спортклуб. В вузе культивируется 60 видов спорта, чтобы каждый мог себя найти. Тех, кто успешно сдаёт ГТО, поддерживаем специальными выплатами. Причем это распространяется не только на студентов, но и сотрудников университета. Мы стремимся правильно кормить в столовой, делаем более здоровым состав блюд. Важный для меня внутренний индикатор – стало гораздо меньше курящих студентов у ворот медгородка. Мы придерживаемся позиции, что любой врач должен понимать культуру здорового образа жизни, быть в этом плане примером для пациентов.

-11

– Роман Евгеньевич, что для коллектива университета сегодня служит ориентиром при подготовке современного врача? Каким должен быть выпускник медвуза?

Р.К. – Сегодня мы готовим врачей, опираясь на визионерский подход, представляем образ будущего, смотрим как минимум на шесть лет вперед. Набирая студентов сейчас, мы должны понимать, какой врач будет востребован в 2029 году, и, ориентируясь на это представление, выстраиваем образовательный процесс. При этом на протяжении этих шести лет видение конечного результата может корректироваться. Из нашего вуза должны выходить специалисты, которые с профессиональной точки зрения нужны будут системе здравоохранения на момент их выпуска. Чтобы главные врачи при приеме на работу молодых специалистов говорили: «Да, именно такие кадры, с таким уровнем подготовки нам сегодня необходимы».

-12

Но красной нитью через все обучение будущих врачей проходит воспитание милосердия, эмпатии, сердечности, вовлечённости в дело. Мы опираемся на лучшие традиции отечественного медицинского образования, готовим специалистов с высоким общекультурным уровнем, которые умеют говорить, слушать, убеждать. Вопреки распространенному мнению, считаю, что врач не может быть циничным, врач не может не сопереживать пациенту.

-13

Мы рады, что популярность медицинских профессий среди выпускников школ растёт. Свидетельство тому – высокие конкурсы при поступлении в наш вуз. Приходят учиться и ребята, которые продолжают медицинские династии. Это тоже радует. И сегодня нам важно показать нашим студентам, что уровень профессионального счастья у обычного участкового терапевта и руководителя крупной клиники может быть абсолютно одинаковым. Главное – быть на своём месте, гордиться профессией, развиваться в ней, быть востребованным специалистом и, конечно, любить людей.

– Спасибо за содержательный разговор, Роман Евгеньевич!

Людмила Иванова

Фото из архива РязГМУ и автора

Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"! Присоединяйтесь к нашему каналу) Ставьте лайк!

Другие материалы автора:

#рязанские ведомости #рязань #новости #медицина и здоровье #здравоохранение в россии