Найти в Дзене
Назгули-гули-гули

Гроза томаток или почему Денетор Джексона - не Денетор

В фильме «Властелин колец» Джексона самым не попавшим в образ персонажем для меня был и остаётся Денетор, наместник Гондора. Нет, конечно «непопаденцев» в образ там было много, но почему-то больше всего меня зацепил именно Денетор. Напомню, что в героической картине Питера Джексона Денетор - это правитель (не король) Гондора из знатного рода. Отец двоих детей, самодур, властолюбец и гордец. Одного сына любил, второго – не любил и всячески шпынял. В конце дней торжественно сошёл с ума, облил себя маслом, поджёг и сгорел к хренам, рухнув с утёса Кастерли верхней площадки Минас Тирита. Кто же это такой, Денетор? Денетор II (2930-2984-15.03.3019 г. Т.Э.), последний правящий наместник Гондора из знатного нуменорского рода. Должность наместника была введена ещё королём Таростаром Ромендакилем I (310-541 Т.Э.). Наместник – это блюститель трона Гондора, который правил королевством в отсутствие короля или когда король возглавлял армию на войне. Они имели довольно широкие полномочия, аналогом эт
Оглавление

В фильме «Властелин колец» Джексона самым не попавшим в образ персонажем для меня был и остаётся Денетор, наместник Гондора. Нет, конечно «непопаденцев» в образ там было много, но почему-то больше всего меня зацепил именно Денетор.

Денетор и Фарамир. Анке Эйсманн (http://anke.edoras-art.de)
Денетор и Фарамир. Анке Эйсманн (http://anke.edoras-art.de)

Напомню, что в героической картине Питера Джексона Денетор - это правитель (не король) Гондора из знатного рода. Отец двоих детей, самодур, властолюбец и гордец. Одного сына любил, второго – не любил и всячески шпынял. В конце дней торжественно сошёл с ума, облил себя маслом, поджёг и сгорел к хренам, рухнув с утёса Кастерли верхней площадки Минас Тирита.

Кто же это такой, Денетор?

Денетор II (2930-2984-15.03.3019 г. Т.Э.), последний правящий наместник Гондора из знатного нуменорского рода.

Должность наместника была введена ещё королём Таростаром Ромендакилем I (310-541 Т.Э.). Наместник – это блюститель трона Гондора, который правил королевством в отсутствие короля или когда король возглавлял армию на войне. Они имели довольно широкие полномочия, аналогом этой должности в истории можно назвать регентов или мажордомов у ранних франков.

Первым наместником, известным по имени, стал Хурин из Эмин Арнен, происходивший из древнего нуменрского рода, чья кровь «чуть ли не столь же чистая, что и кровь королей». Дом Хурина был в родстве с королями, являясь потомками Элендила, хотя и не по прямой мужской линии: «и хотя не происходили Хуринионат по прямой линии от Элэндила» и «в их жилах на самом деле текла кровь Элэндиля и Анариона».

Хурин был наместником при короле Минардиле (1454-1621-1634 Т.Э.). Известно о нем лишь то, что он «немало потрудился, управляя королевством в гибельные дни чумы, когда Король Телемнар умер лишь через два года после того, как Короля Минардиля убили пираты».

С тех пор короли часто выбирали себе наместников из Дома Хурина, но только после Пелендура (?-1944-1998 Т.Э.) должность стала передаваться от отца к сыну. В 2050 г. Т.Э. король Эарнур ответил на вызов Короля-Чародея и отправился в Минас Моргул, где и исчез навсегда. После этого титул наместника стал передаваться в Доме Хурина по наследству. Первым правящим наместником стал Мардиль Воронвэ, 23 раза "пра-"дед нашего Денетора.

Денетор из карточной игры.
Денетор из карточной игры.

К нему и вернёмся. Родился Денетор Эктелеонович в 2930 году Т.Э., в Минас Тирите. Его отцом был правящий наместник Эктелион II из Дома Хурина. Кто была его мать неизвестно, но вряд ли кто-то из простых. Кроме Денетора в семье были две старшие дочери. В черновиках упоминается некто Хальбарад, сын сестры Денетора. Именно он в ранней версии выступил гонцом, отправленным Денетором за помощью к Теодену (у этого имени, кстати, интересная история – изначально так должны были звать чудесного коня Гэндальфа, потом – гонца от Денетора, а в итоге это имя ушло одному и дунэдайн Серого отряда).

Про внешность Толкин писал, что Денетор «был весьма высок ростом и наружностью напоминал древнего нуменорца», а в одном из писем добавлял, что тот «уродился почти чистокровным нуменорцем». Как выглядел Денетор мы знаем только на тот момент, когда ему было 89 лет. Да и то совсем немного: «это был старик с резкими и гордыми чертами лица, глубокими, темными глазами», в другом месте добавляется, что Денетор был высокого роста.

Больше внимания уделено характеру Денетора. Наместник описывается как учёный человек, «искушённый в мудрости боле, чем многие предшествующие ему наместники», знал и любил книги. Неоднократно подчёркивается дальновидность, проницательность и прозорливость Денетора. Кроме того, он был величественен, властен, доблестен, обладал могучей волей: «воля и мудрость позволяют ему читать в мыслях людей даже на расстоянии. Обмануть его трудно, а пытаться сделать это опасно». Безусловно, правитель был горд, но, подчёркивается, не себялюбив: «он любил Гондор и свой народ и считал, что сама судьба предназначила ему управлять этой страной в это страшное время». Хотя с годами его гордость перерастала в гордыню – «со временем ему стало казаться, что в мире существует только борьба Властелина Белой Крепости с Чёрным Властелином. Он больше не доверял другим врагам Всеобщего Врага, если только они не служили ему самому».

Перегирин и Гэндальф перед Денетором (фрагмент). Алан Ли
Перегирин и Гэндальф перед Денетором (фрагмент). Алан Ли

Кстати, тема гордости и любви к Гондору интересно раскрывается Толкиным в комментариях на рецензию У. X. Одена на книгу «Возвращение Короля». В отличие от того же Арагорн, Денетор – политик. Ему пофиг на вселенское добро и зло, он видит только противника, которого надо одолеть:

Денетор был запятнан политикой как таковой; отсюда его падение и его недоверие к Фарамиру. Для него главной целью стало сохранение государства Гондор как такового, противостояние иному правителю, который сделался могущественнее, и бояться его и дать ему отпор следовало именно поэтому, а отнюдь не потому, что он безжалостен и злобен. Меньших людей Денетор презирал, и можно с уверенностью сказать, что не проводил различия между орками и союзниками Мордора.

Здесь же Толкин рассуждает на тему того, что было бы, если бы Денетор одержал победу над Сауроном:

Если бы он выжил и победил, даже не пользуясь Кольцом, он далеко продвинулся бы по пути к тому, чтобы самому стать тираном, и с обманутыми народами востока и юга обошёлся бы жестоко и мстительно. Он стал «политическим» лидером: т. е. Гондор против всего остального.

Вспомните его категорическое заявление во Властелине Колец:

Если Гондор падёт, – отчеканил Денетор, – ничего другого не будет!

На то, каким Денетор стал ко времени Войны за Кольцо, повлияло множество событий, но ключевыми из них, на мой вгляд, было три:

1. Появление Торонгила – Звёздного Орла

Эктелион, Торонгил и крошка-Боромир. Council of Elrond
Эктелион, Торонгил и крошка-Боромир. Council of Elrond

Где-то в 2960-2970-х годах Т.Э. на службе у отца Эктелиона II состоял некий Торонгил (все уже знают, что это был Арагорн), который был его «первейшим советником во всех делах». Точная дата поступления на службу неизвестна, мы знаем только, что покинул Арагорн службу в 2980 году. Денетору в это время было 50 лет, самый расцвет сил для нуменорской крови в Третью Эпоху. Молодой наследник наместника готовился принять бразды правления, но его личное положение в государстве было ослаблено славой этого самого Торонгила и расположением, которое выказывал ему Эктелион. Кроме того, его отец по совету Торонгила активно привечал Гэндальфа, которого Денетор не любил. Это, кстати, стало одной из причин, побудивших Денетора начать пользоваться Палантиром – он «хотел превзойти этих "узурпаторов" осведомлённостью и, по возможности, следить за ними, когда их не было в городе». Много позже говорили, что Денетор уже тогда знал, кем на самом деле был Торонгил и подозревал их с Гэндальфом в заговоре против власти Наместника. Отсюда, кстати, и сложные отношения Денетора с младшим сыном, Фарамиром, который очень уважал Гэндальфа и проводил в его обществе много времени: «Мои советы для тебя – ничто. Я же видел, как ты смотрел на Митрандира! Вот кто давно завладел твоим сердцем, вот от кого ты ждёшь одобрения или нареканий своим поступкам!»

2. Смерть жены

Финдуилас с детьми. Катерина Шмель
Финдуилас с детьми. Катерина Шмель

В 2976 году Денетор женился на Финдуилас из Дол-Амрота, из ещё одной благородной семьи, в чьих жилах текла не только нуменорская кровь, но ещё и эльфийская (кстати, в черновиках Властелина Колец имя Финдуилас носила Арвен). В 2987 или 2988 году (показания различаются) Финдуилас умерла, так как «ей трудно было жить в вечно настороженном, сплошь каменном городе после вольных приморских долин своего родного края. Завеса Тьмы ужасала её, и все последние годы снедала тоска по морю». Среди причин смерти жены наместника упоминается и сам Денетор: управление Палантирами требовало большого напряжения воли, особенно от людей поздних времён, не приученных к подобным занятиям, и, несомненно, это напряжение, помимо всех прочих забот и тревог, было одной из причин «мрачности» Денетора: «Возможно, его жена почувствовала это раньше других, и это усилило её тоску, которая свела её в могилу».

Денетор любил свою жену, «по-своему, конечно, но больше всех остальных». После её смерти наместник стал «ещё более суровым и молчаливым».

3. Использование Палантира

Старческие руки Денетора в Глазе Дракона. В смысле, в Палантире. Danku
Старческие руки Денетора в Глазе Дракона. В смысле, в Палантире. Danku

Как сказано выше, использование Палантира требовало больших усилий, что привело к «преждевременной старости, которая впервые проявилась, когда Денетору было немногим более шестидесяти, хотя он принадлежал к роду долгожителей». Считается, что впервые Денетор заглянул в Палантир задолго до событий Властелина Колец, даже раньше, чем Саруман отважился осваивать смартфон Ортханка. Вероятнее всего, он начал пользоваться Палантиром тотчас же, как получил власть: «он долго изучал предания о Палантирах и их использовании в секретных архивах Наместников, доступных только Правителю и его наследнику. Возможно, он уже в последние годы правления Эктелиона II, своего отца, жаждал воспользоваться Камнем».

Научившись обращаться с Палантиром, Денетор смог узнавать многое о том, что происходит в мире, хотя работа с приблудой и требовала больших усилий. Но Денетору, который был не только человеком большой воли, но ещё и законным владельцем Палантира, поэтому работать с ним было гораздо легче: «Камни легче повиновались тем, кто пользовался ими по праву: во-первых, законным наследникам Элендила (например, Арагорну), а во-вторых, тем, кто подобно Денетору, унаследовал право на них, чем Саруману или Саурону». От этого, кстати, и разные последствия: Саруман покорился Саурону, а Денетор остался его непоколебимым врагом.

В борьбе с волей Саурона Денетор состарился до срока, но покорить наместника Чёрный Майа так и не сумел. Это стало причиной роста гордыни Денетора: «со временем ему стало казаться, что в мире существует только борьба Властелина Белой Крепости с Чёрным Властелином». Не сумев подавить волю наместника, Саурон научился влиять на него, отводя глаза или показывая то, что ему было нужно. В результате Денетор поверил, что победа Саурона неизбежна, и впал в отчаяние, которое дошло до «точки кипения» после смертельной (как он думал тогда) раны Фарамира. Но если в фильме это безумие поразило Денетора сразу, то в книге ему предшествуют раздумья («Денетор рефлексируюший», 3019 год Третьей Эпохи, холст, масло), то в книге Денетор долго смотрел перед этим в Палантир, поднявшись в верхнюю комнату Белой Башни: «многие видели, что в эту ночь в окнах её долго мелькали бледные огни, потом погасли».

Вот таким я увидел Денетора, впервые прочитав «Властелин Колец»: властный, гордый, мудрый, благородный, надменный, мрачный, может даже угрюмый, весь в делах, состарившийся до срока в противостоянии воль. Со всеми его недостатками, Денетор – Правитель с большой буквы. Остальные источники, такие как Неоконченные сказания Средиземья и Нуменора, Народы Средиземья, Письма и т.п., добавляли, но не умаляли этот облик.

Клятва Перегрина (фрагмент). Дуглас Бикман
Клятва Перегрина (фрагмент). Дуглас Бикман

В следующий раз, пересматривая киносагу, попробуйте увидеть черты толкиновского Денетора. Джон Ноубл не особенно высок, ему не хватает резкости черт. Первое слово, которое лично мне приходит в голову при взгляде на его персонажа – «самодур», следом идут гордец, истеричка и т.п. Ненене, не он…

Можно было бы сказать, что это актёр такой, не доиграл. Но кроме актёра есть ещё сценарий и режиссёрская работа. Для полноты картины можно сравнить ключевые моменты книги и фильма с участием Денетора:

Помощь Рохана

В книге Денетор понимал всю опасность и не только распорядился зажечь сигнальные огни (прямо об этом не говорится, но вряд ли это сделали без его поручения), но и послал к Теодену гонца с красной стрелой. Ему нужна была помощь Рохана и он очень её ждал.

А теперь вспомните, каких усилий стоило в фильме зажечь сигнальные огни и лицо актёра, когда он увидел, что они всё же загорелись…

Осада Осгилиата

В книге Денетор посылает Фарамира продолжать оборону Осгилиата. Древняя столица Гондора ещё не завоёвана, рука Саурона только протянулась к ней.

В фильме Осгилиат захвачен орками и назугулами, но Денетор всё равно посылает сына. На очевидную смерть. И в то время, как отряд смертников красиво скакал себе на погибель, он сидел и жрал сочные помидорки под песню хоббита. Самая отвратительная картина всего фильма, если честно. Сочувствие здесь вызывает не Фарамир, а негодование – не Денетор. Здесь сочувствуешь толкиновскому Денетору и негодуешь на сценариста и режиссёра.

Ширские песни

В книге Денетор тоже обсуждает с Перегрином песни. Но немного посмущав хоббита рассуждениями о весёлых ширских песнях о пирушках и их уместности во дворце, он тут же переключается на обсуждение текущей ситуации с Гэндальфом. Нафиг ему, честно говоря, песни. Есть более важные дела, о хоббите он вспомнил только для того, чтобы отправить его в арсенал за одеждой и вооружением.

Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течёт вода и как Денетор ест помидорку
Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течёт вода и как Денетор ест помидорку

Сцену с песнями в фильме помнят все… Кстати, на change.org даже разместили петицию «Пусть Джон Ноубл ест больше помидорок в роли Денетора».

Ну и другие моменты, типа чмокни, полурослик, ручку и всё такое...

Ну а вы что думаете, разные у Толкина и Джексона Денеторы или «какая-нахрен-разница»?

P.S.: на сладкое - Денетор из мультфильма «Возвращение короля» 1980 года