Найти в Дзене

В Заозерном изготовливают высокотехнологичное оборудование, которое уходит на экспорт

Иногда можно услышать, как некоторые жалуются, что в маленьком городе сложно начинать что-то новое. Находится множество оправданий страху и лени, родной город называют болотом и все в таком духе. На этом фоне еще ярче выглядят примеры, когда человек просто берет и делает, получая не только выгоду, но и большое удовольствие от процесса. Сегодня беседуем с Иваном Никульшиным. Ему удалось от и до наладить изготовление высокотехнологичного оборудования, которое теперь уходит на экспорт за пределы страны. Почему выбрал именно оборудование для диагностики авто?
Дело случайности. Как-то лет шесть назад друг попросил меня собрать плату для его самодельного устройства для проверки топливных форсунок автомобиля. А так как я занимаюсь много лет электроникой, то особого труда это не составило. Сделали плату, он собрал устройство, и все заработало. Я решил снять ролик, где рассказал о том, как собрать и из чего. Это был первый ролик в блогерской карьере, так сказать. И буквально за несколько дней о

Иногда можно услышать, как некоторые жалуются, что в маленьком городе сложно начинать что-то новое. Находится множество оправданий страху и лени, родной город называют болотом и все в таком духе. На этом фоне еще ярче выглядят примеры, когда человек просто берет и делает, получая не только выгоду, но и большое удовольствие от процесса. Сегодня беседуем с Иваном Никульшиным. Ему удалось от и до наладить изготовление высокотехнологичного оборудования, которое теперь уходит на экспорт за пределы страны.

Почему выбрал именно оборудование для диагностики авто?
Дело случайности. Как-то лет шесть назад друг попросил меня собрать плату для его самодельного устройства для проверки топливных форсунок автомобиля. А так как я занимаюсь много лет электроникой, то особого труда это не составило. Сделали плату, он собрал устройство, и все заработало. Я решил снять ролик, где рассказал о том, как собрать и из чего. Это был первый ролик в блогерской карьере, так сказать. И буквально за несколько дней он набрал десятки тысяч просмотров и множество комментариев. Так же поступало много личных сообщений собрать подобную плату под заказ. И собственно на волне интереса я стал изучать, что же происходит на рынке данных устройств в России, и пришел к выводу, что рынок этот либо заполнен китайскими безделушками, либо очень дорогими европейскими изделиями. В России ничего подобного не производят. Таким образом, я изучал потребность и разрабатывал оборудование. Сегодня мы производим десять моделей оборудования для автодиагностики и автосервисов с 90% локализацией производства на своих мощностях в Заозерном.

Как в маленьком городе раскрутить бизнес? С чего стоит начинать?
Если мы говорим о производстве в высокотехнологичной сфере, именно чем я занимаюсь, то это не бизнес. Точнее, я его так не воспринимаю. Это работа. Я, как и мои сотрудники, работаем на производстве и получаем зарплату. Так привык. Чувствую себя частью производства.
А вот начать можно и нужно с имеющейся инфраструктуры. Собрать небольшую мануфактуру можно у себя дома, в гараже, да хоть в сарае. Смотря, что производить, конечно. Не обязательно бежать и хватать площади в аренду. И тут роли не играет то, что город маленький. Купить небольшое количество сырья и материалов для прототипов, отработки технологического процесса, отработки экономической и логистической модели хватит, как я говорил, и такого города, какой есть. В дальнейшем да, придется что-то менять, но для начала хватит и того, что есть. Я начинал работу у себя на лоджии, где паял платы и упаковывал, а грязную работу делал в гараже на 18 «квадратах». Целый год, между прочим, так работал.

В твоем блоге большое количество подписчиков. Много ли уходит сил, средств на него?
Ну не так уж и много. Но практически все подписчики настоящие люди, которых объединяет общее хобби или работа. Съемки – дело хлопотное. Нужно придумать маломальский сценарий. Все организовать. Ведь у меня нет оператора, все приходится снимать самому, со штатива или с руки. Потом как-то приглядно смонтировать. Бывает, один ролик в 20–25 минут отнимает целый день, а то и больше. Самое страшное на монтаже – услышать брак по звуку.
Затраты были только один раз. Сначала я снимал на цифровой фотоаппарат, потом купил камеру «Го Про-7», микрофон с беспроводным центром, стедикам, которым пользовался раза два всего, штативы, свет, компьютер для монтажа. В общей сложности в 200 000 рублей уложился, но это было года четыре назад, и больше ничего не докупал, хватает.

Расскажи о том, как искал место для мастерской, гаража. Ты планировал магазин, получилось ли?
Когда уже начал понимать, что имеющейся инфраструктуры, лоджии и гаража, мне не хватает, нужно было, конечно, собраться и уехать, хотя бы в тот же Красноярск, лучше в Новосибирск. Но молодость и страх отрываться от родного места пересилили. Да и вообще я хотел поступить патриотично и организовать производство именно тут – в Заозерном. Помню, когда закрывали слюдфабрику, я говорил маме: «Вот вырасту и построю свою фабрику, и мы будем все там работать, не расстраивайся».
Получилось очень быстро продать имеющиеся у меня два маленьких гаража, и я оказался «на улице».
Очевидно, что в нашем городе и близко не было подходящих площадей. Тогда был приобретен участок земли со зданием-коробкой, и началась его глобальная перестройка. Не было вообще никакой инфраструктуры. Электричество, водоснабжение, отопление, строительные работы, спецтехника. Все это приходилось осваивать на ходу. Очень сложно и очень дорого. Но маховик запущен, и его было не остановить. В тот момент меня уже сократили с основного места работы, и я полностью отдался стройке. В итоге в июле 2019 года мы въехали в собственное здание в переулке Пионерский, где сейчас располагается главный офис. В этом же году в конце лета был приобретен еще один участок, и началась большая стройка второго цеха. Она длится до сих пор, но к декабрю планируем запустить там работу. В итоге «Инжект» сейчас располагает 1500 «квадратами» производственных мощностей.
Но площади – это еще не решение всех проблем. В Заозерном напрочь отсутствовала логистика. Почту России я не беру в расчет, так как она давно не отвечает современным течениям. В 2020 году я вел переговоры с очень популярным сервисом экспресс-доставки. Да что там переговоры, я просто уговаривал их открыть пункт доставки, но наш город не интересовал никого и никто даже и в мыслях не думал вкладывать какие-то деньги. Но все-таки уговоры и мое обещание обеспечивать средней нормой отправок заказов в месяц сделали свое дело. И ровно 11 сентября, в мой день рождения, в городе открылся офис транспортной компании. Я рад, что не подвел человека, который мне поверил, и что у нас появился офис, который приносит пользу как жителям города, так и района.
Да, конечно, не все планы остались в первозданном виде, многое пришлось корректировать. Меняется ситуация в стране и в мире, но мы работаем и движемся вперед.

С какими трудностями столкнулся?
Производство – это всегда сплошные трудности. Даже так и не ответишь с ходу. Неразвитая инфраструктура – много нужно делать и строить самому. Нехватка персонала – обучение сотрудников это долго и дорого. Дорогие коммунальные ресурсы – намного дороже, чем в западных регионах. Удаленность от крупных промышленных городов – из-за этого дорогая и сложная логистика. И многое-многое другое.

Твоя продукция идет только на экспорт? Насколько она популярна у местных жителей?
До февраля 2022 года 45 процентов продукции мы экспортировали: Казахстан, Беларусь, Украина. Начались поставки в США и Европу. Мне пришлось пройти сложный и дорогой путь сертификации и декларирования продукции в соответствии со всеми стандартами.
На данный момент экспорта нет вообще. Единичные разовые покупки из Казахстана и Беларуси. Это, конечно, не означало катастрофы, но сильно изменило дальнейшие планы работы.
У нас есть покупатели среди местных жителей. Зеленогорск, Бородино и другие ближайшие поселения. Специалисты из этих городов хорошо знают нашу продукцию. Растет число покупателей из Красноярска. Но все же основной поток – это запад России.

Где берешь комплектующие?
Поставщика всего два. Электронные компоненты из Китая. Все остальное, включая стекло и заготовки под корпуса, производят в России. Я максимально стараюсь искать российских производителей.

Какие видишь перспективы для своего бизнеса?
Если говорить именно о перспективах, то это только увозить производство на запад. Московская область и ближе к этому. Здесь мы не сможем сделать большее, а если попытаться, то это потребует многомиллионные долгосрочные инвестиции. «Инжект» и так на сегодняшний день вложил в инфраструктуру почти 12 миллионов рублей, а чтобы развивать дальше, потребуется как минимум еще 15 миллионов.
Мы работаем, держим руку на пульсе и развиваемся. Вводим в производство новые модели приборов. В начале октября состоялась презентация нового устройства, жизненно необходимого в каждом автосервисе и каждому автоспециалисту.
В общем, поживем-увидим, как говорится.

Беседу вела Екатерина МАТВЕЕВА