Найти тему
Записки видеографа

Вопросы и ответы про комиссионные

Оглавление

Вообще я написал этот материал для свадебных организаторов, но остальным специалистам тоже есть, что почитать — особенно тем, кто работает с комиссионными.

Как формируется цена на видеосъёмку?

Для начала я считаю, сколько стоит моё время.
Например, свадьба за 30 000 ₽, общее время работы над ней (включая встречи с клиентами, съемку и монтаж) – 30 часов. Делим первое на второе и получаем 1000 ₽ в час.
Если бюджет свадьбы не 30 000 ₽, а 60 000 ₽ – ничего не меняется, подход тот же:
полученные деньги делим на общее время работы. Если моя работа организована равномерно (а это так), я получу +- те же 1000 в час вне зависимости от пакета услуг (больше бюджет – больше работы).
Так любой человек может оценить стоимость своего времени.
Когда эта цифра есть, от нее можно отталкиваться дальше.

Зная стоимость своего времени, я формирую для себя цену на конкретный проект, за которую мне комфортно работать. Цена индивидуальная и зависит от многих факторов:
- набора услуг
- сложности съёмки
- количества операторов
- времени работы (количества часов)
- объёма монтажа
- задействован ли организатор
- сколько времени потрачено на встречи, переписку, подготовку и согласование
- и т.д.

Так складывается смета на любую сдельную работу - будь то ремонт автомобиля или видеосъёмка.
Получается цена, за которую я спокойно снимаю, выполняя весь необходимый объем работы.
Я заинтересован в том, чтобы работать на максимум и получать за работу адекватные для меня деньги.
Поэтому я должен учитывать комиссионные и прочие расходы изначально, чтобы оценить свой заработок и сформировать цену.

Главное, что нужно помнить: время = деньги

Подробнее о ценообразовании видеографа я писал здесь.

Откуда приходят мои клиенты и сколько я за это плачу?

Сарафан, рекомендации коллег, свадебные порталы и интернет - это 95% всех заказов. В среднем «цена договора» здесь не превышает 1000 ₽, поэтому её можно не учитывать.

Работа по системе комиссионных - оставшиеся 5%. На первый взгляд, «цена клиента» здесь ~5000 ₽ (комиссионные).
Но ещё с цены по прайсу обязательно попросят скидку - просто из спортивного интереса, так принято.
Плюс работа через организатора чревата дополнительными расходами (см. «Изменение условий» ниже), поэтому реальные потери денег могут быть в полтора-два раза больше - до 10 000 ₽.
А вот такую сумму уже приходится учитывать и закладывать в стоимость изначально, иначе в чем смысл браться за работу? Почему на проекте с организатором я должен зарабатывать меньше, чем на собственном?

Через организатора моя работа стоит дороже, потому что издержки больше
Источники моих заказов в 2022 году
Источники моих заказов в 2022 году

Что такое комиссионные и за что они положены?

Комиссионные платят за часть работы, которую делают за меня.
Т.е. я не трачу время и деньги на поиск клиента, встречу и другие формальности, за что плачу 10% организатору/менеджеру. Это нормально, потому что я плачу за работу.

При этом должны соблюдаться несколько условий:
1. Перед общением с клиентами
я должен заранее знать, что они пришли от организатора. Я закладываю комиссионные в стоимость услуг - соответственно, цена будет разной (с % или без %), я должен учитывать этот момент заранее.

2. Комиссионные платят за то, что организатор берёт часть моей работы на себя:
- предпродажа
- встреча и организационные вопросы (мне не нужно этим заниматься)
- юридическая ответственность (договор между клиентом и организатором, а не со мной напрямую)
- сервис для меня на свадьбе (райдер)

Эти условия могут соблюдаться как по отдельности, так и все вместе.

По поводу предпродажи скажу отдельно. Ей принято считать ситуацию, когда организатор проводит некую «презентацию» из нескольких подрядчиков (3-5 человек), рассказывая об их особенностях и предоставляя клиенту выбор. Обсуждаются кандидаты, принимается решение (зачастую без присутствия подрядчика, потому что «переговоры» от его лица проводит организатор). Договор заключается между клиентом и организатором, и в него вписываются все подрядчики и необходимые условия.
Получается, что организатор проводит предпродажу и берёт на себя часть ответственности за подрядчиков, за что получает совершенно обоснованные комиссионные.

Когда организатора нет, невесты смотрят везде: в Яндексе, на Горько, в Инстаграм, в ВК, спрашивают у знакомых, слушают советы всех подряд и уже суммарно по итогу принимают решение. Получается, каждый, с кем общалась невеста по цепочке, может заявить свои права на комиссионные (организатор - ведущий - фотограф - видеограф и т.д.). Поэтому список из 5-10 подрядчиков со ссылками нельзя считать предпродажей - хотя бы потому, что КПД такой рекомендации стремится к нулю.
Отследить весь путь «до договора» зачастую нереально, можно только установить источник, который был первым в цепочке. С этой целью, например, я спрашиваю у клиентов, как они на меня вышли.

Типичный путь невесты до заявки. Кому я здесь должен отдать комиссионные?

Рекомендации «по спискам» - известный и не самый удачный способ заработка для людей, которые стоят первыми в «цепочке касаний» клиентов. Некоторые люди не стесняются и идут дальше: высылают клиентам большие списки всех возможных подрядчиков и артистов. В таком случае кого-то из них гарантированно выберут, и человек получает право претендовать на комиссионные. Ни о какой предпродаже здесь речи не идёт, разумеется - смысл в дополнительном доходе.

-3

На мой взгляд, в такой крайней форме это уже не работа, а паразитирование на коллегах.

Кто за всё платит?

Клиент.
«Сверху» проценты или «снизу» - не имеет значения. Здесь как с НДС, платит конечный человек — по закону сохранения энергии
все деньги берутся из кармана клиента.

Комиссионные платит клиент

Откуда бы заказ ни пришёл, я заработаю одну и ту же сумму. Чем больше комиссионные и сопутствующие издержки - тем больше будет итоговый чек для клиента. Лично я ничего не потеряю и не приобрету. Манипуляции с переписыванием строчек в смете и перекладыванием денег по разным карманам ко мне отношения не имеют.

-4

Изменение условий работы в процессе

Не всегда, но часто после утверждения цены и подписания договора организатор просит пойти на уступки: начать съёмку раньше, закончить позже, снять что-то дополнительно, смонтировать тизер, смонтировать вне очереди, сделать скидку, добавить бонус, и т.д.
Смысл изменений всегда один: я буду работать больше за те же деньги.

В то время как с невестой и женихом я бы мог решить вопрос напрямую, через организатора это невозможно.
Даже если меня вынудят прижаться - я, конечно, прижмусь. Но делать это буду за счёт экономии в работе (способов много), чтобы в итоге заработать ту сумму, на которую я изначально рассчитывал.
Значит, это тоже приходится закладывать в ценник.

-5

На каком основании вы даёте советы молодым?

Первое: главный продукт работы видеографа - полноценный свадебный фильм, я в этом глубоко убеждён. Клипы нужны для продаж. Разница в работе между фильмами и клипами может быть гигантской (хорошие клипы и абсолютно халтурные фильмы). При этом видеографы редко выкладывают фильмы в открытый доступ, намеренно фокусируя внимания на клипах. Соответственно, необходимо смотреть именно фильмы, клипов недостаточно.

Второе: кто лучше всех разбирается в видеографах? Тот, кто знает специфику и видит больше всех - сами видеографы. Думаю, это логично и не требует объяснений.

Я много лет внимательно анализирую нижегородский рынок видеосъемки, отсматривая работу основных специалистов (примерно 50 человек). Со многими вместе снимал и знаком лично. Знаю, как человек подходит к работе. Знаю плюсы и минусы каждого, выгодные и невыгодные предложения, и могу аргументировать. Смотрю итоговую работу, которую получают клиенты (фильмы и клипы). А понимание внутренней кухни позволяет мне видеть больше и глубже - то, что незаметно организаторам, фотографам, клиентам и посторонним людям.

И третье - последнее и самое важное: когда вы рекомендуете кого-то (фотографа, видеографа, ведущего и т.д.), задайте себе вопрос:
- А на каком основании вы даёте советы?
Если дело в выгоде (комиссионные и договорённости) - дальше вопросов нет и обсуждать нечего.
Если не только в выгоде, тогда следующий вопрос:
- Вы считаете себе достаточно компетентными?

-6

Прежде чем предлагать видеографа, вы, наверное, достаточно хорошо изучили рынок (хотя бы человек 20)?
Знаете всех нормальных специалистов, посмотрели их полные фильмы? Сравнили предложения и качество работы, чтобы со знанием дела советовать конкретных?
Вы работали с ними лично?
Вы правда понимаете, кто как работает и какой результат выдаёт?
Уж не получается ли так, что вы предлагаете клиентам не лучшие варианты, а комфортные лично вам?

Грамотно подбирать подрядчиков - ваша обязанность. Жених и невеста платят деньги за вашу экспертность, они вам доверяют.
Вы действительно разбираетесь в видеографах?
За хороший совет можно заплатить, но плохой только навредит.

Я не против платных рекомендаций. Я за то, чтобы рекомендации были компетентными.

Иначе получается больше желание откусить бюджет, чем реально помочь.

-7

Порядок работы с комиссионными

  1. Договориться на берегу обо всём важном (проценты, договор, порядок общения с клиентами и т.д.)
  2. Уведомить меня заранее - до того, как невеста уже написала мне сама.

Как получить скидку?

Отказаться от процентов.

Относиться по-человечески и не думать, что вас стараются обмануть. Нормальный видеограф сам предложит способы оптимизации бюджета на видеосъемку, если не прогибать его, а сотрудничать.

Не создавать мне новых проблем, а брать на себя часть работы или ответственности.

Сократить встречи/звонки/переписки до минимума.
Надо понимать, что на каждую встречу уходит почти половина моего рабочего дня, которую оплачивает клиент (т.е. примерно 5000 ₽). Подумайте, так ли нужна встреча, или можно решить вопрос по телефону? Меньше встреч и переписок - дешевле работа.

Кстати, это ещё одна причина, почему съёмка через организатора обходится дороже: время на обсуждение проекта и количество чатов вырастает в разы.

Чем больше я погружаюсь в проект помимо съёмки, тем дороже работа

Главное: доверять мне и не торговаться - любая торговля будет за ваш счёт (а точнее, за счёт клиента).

«Почему у тебя нет скидок в будний день и воскресенье? Многие предлагают бонусы в эти дни»

Я хорошо знаю рынок, потому что постоянно анализирую работу коллег и смотрю их предложения. Со многими знаком лично и вместе работал. Я всегда могу на примерах и цифрах объяснить, к какому видеографу лучше обратиться, у кого самые выгодные предложения, а кого лучше обходить стороной. Могу обосновать, чем моя работа отличается от конкурентов и почему цена именно такая. И не вдаваясь в детали скажу, что моя работа стоит своих денег.

Получается, чтобы я сделал скидку, вам нужно от чего-то отказаться (см. «Как получить скидку»).
Возможно, я бы мог снимать вполсилы и скинуть на это, но так уж получается, что я одинаково ответственно работаю в любой день.

«Мы даём красивую картинку для портфолио, за это ты делаешь скидку»

У меня в портфолио уже есть достаточно работ.
И мне хватает 2-3 свадьбы за сезон, которыми я могу это портфолио обновить.
Я не гоняюсь за каждой потенциально красивой свадьбой.
Да, свадьбы с организацией обычно бывают интереснее, чем без организации. Но это не повод делать скидки. Наоборот: скорее всего, я и так по собственному желанию потрачу на эту свадьбу больше времени и сил, чтобы потом показывать работу новым клиентам.

«Мы привели тебе клиента, за это положена благодарность»

Находить подрядчиков - прямая должностная обязанность организатора, за которую он получает деньги. Это примерно как если бы я брал комиссию с ассистента за то, что позвал его на съёмку.
Что мешает организатору не брать процент, а заложить эту сумму в смету за работу? Мешает то, что выгоднее работать через процент.

-8

Организаторы приводят мне 5% клиентов, создавая при этом наценку до 10 000 ₽ за свадьбу.
Не закладывая издержки в ценник, мне выгоднее отказаться от этих 5% — на их место всё равно придут другие заказы.

«Что делать, если клиенты узнают реальную стоимость?»

Это вопрос не ко мне, потому что не я беру комиссионные. И сам их не предлагаю.

Моя позиция простая: вот мой ценник. Я хочу за эту работу столько-то, это мой честный и справедливый ценник, который я могу обосновать до копейки. Что организатор берёт сверху - меня вообще не волнует. Хотите - хоть на два умножьте, хоть на три. Эта ваша работа, ваши игры с совестью, ваши отношения с клиентами.

-9

Ещё нужно понимать, что не существует «реальной стоимости» услуг.
Цены у всех подрядчиков имеют
определённую вилку - в зависимости от даты, спроса, набора услуг, места проведения и положения звёзд на небе.
Кто утверждает обратное - тот врёт. Или работает с организаторами, где цена должна быть фиксированной для их удобства.
И «стоимость в час» - довольно условная цифра, которая используется только для простоты.

«Все работают по комиссионным, это нормально»

Не все.
Я не беру проценты и не предлагаю, пока не спросят. И с коллегами в своём окружении мы работаем так. Только 5% от моих заказов приходят по «платным» рекомендациям.
Получается, не все и не всегда работают с комиссионными.

«Все вычитают проценты, а не закладывают сверху. Это нечестно по отношению к клиентам»

Опять же, не все и не всегда.
Люди работаю по-разному, и лично я работаю вот так.
Вы предлагаете комиссионные. Вы их беретё. Вы работаете по этой схеме, а не подрядчики. А значит, «нечестно» поступаете вы.
Не надо валить с больной головы на здоровую.

-10

«Чем тебе мешает система комиссионных?»

Лично мне она не мешает никак. Скорее мне от неё ни тепло ни холодно.

Но на самом свадебном рынке она сказывается пагубно: стимулирует коллег «рекомендовать» не тех, кто предлагает выгодные услуги, а тех, кто платит % и с кем уже есть договоренность. Страдают в итоге клиенты, потому что за свои деньги получают не самый выгодный продукт по соотношению цены и качества. Или совсем не выгодный. И рынок развивается не в сторону повышения качества услуг, а в сторону поощрения откатов и кооперации отдельно взятых людей друг с другом, зачастую выталкивая наверх не самых лучших специалистов.

«Ты такой мелочный, считаешь свои жалкие проценты!»

Я считаю свои деньги и деньги клиентов. Думаю об оптимизации работы и, как следствие, экономии своих и чужих денег.
Иногда я могу даже сделать страшное: отправить жениха с невестой к другому видеографу (моему конкуренту), если я понимаю, что он им подходит больше. Хорошее знание рынка позволяет мне так делать.
Понимаю, что такой подход интересен не всем.

«Не хочу с тобой работать!»

Не хочешь - не работай.

-11

__________________

Ваш драгоценный Миша Белоь Другие статьи здесь