В прошлом году «подарком» для первокурсников технических вузов России стал прогноз Центра макроэкономического анализа о перспективах высвобождения к 2030-му году более 2 миллионов человек в обрабатывающей промышленности. Информация всплыла после окончания периода подачи документов на зачисление. Возможно её придержали, чтобы на фоне роста количества бюджетных мест на инженерные специальности не выглядеть по-фрондёрски. Сегодня – новая приёмная кампания и та же нестыковка спроса и предложения.
Относительно благоприятной в горизонте текущего десятилетия, как ни странно, прогнозисты видят финансовую сферу. Её потенциальные потери оценены в 224 тысячи рабочих мест. Это около 17% от текущего списочного состава отрасли. Доля огромна, но всё-таки промышленность даже в относительном выражении рискует потерять ещё значительнее – сокращения коснутся каждого пятого сотрудника.
При подобной аналитике экономика и финансы ожидаемо остаются лидерами платного приёма. Согласно Вузопедии, для текущей приёмной кампании средняя годовая цена обучения экономистов составляет 105 тысяч рублей. По некоторым особо востребованным инженерным специальностям бывает и выше, но за деньги будущих экономистов конкурируют 777 вузов страны в 159 городах. Подобным изобилием не может похвастаться ни одно другое направление обучения.
Между тем банкиры поставили новый рекорд по закрытию обособленных подразделений – минус 191 только за май 2023 года. Годовая оптимизация дополнительных офисов исчисляется тысячами: в июне 2019-го их было 38000, сегодня уже только 24000.
Стандартный штат одного такого объекта, даже самого небольшого и специализирующегося только на обслуживании населения, составляет 10 человек. Значит за 4 года в российских банках уже было сокращено как минимум 140 тысяч рабочих мест.
Средняя медианная зарплата в финансовой сфере – 67721 рубль (в июне 2023). Следовательно, только за один месяц региональные и местные бюджеты потеряли из-за банковских сокращений 1,2 миллиарда рублей подоходного налога, а Социальный фонд РФ – ₽2,8 миллиарда. Не говоря уже о федеральных деньгах, потраченных ранее вузами на обучение клерков.
Куда могут трудоустроиться сокращённые финансисты? Поищем ответ у Росстата, благо раз в два года он проводит анализ вакантных рабочих мест в разрезе отдельных специальностей.
По последним данным стране требуется 698 консультантов по инвестициям и 1840 финансовых аналитиков – капля в море. Среди специальностей, так или иначе связанных с экономикой, относительно стабилен спрос только на агентов по сбыту. Сегодня работодатели готовы трудоустроить там 15500 человек, но банковские служащие видят подобную работу в страшных снах. Всем известна степень текучки среди «продажников» и соотношение у них окладной и премиальной частей заработка.
Можно трудоустроиться в доставке, но для белого воротничка это потеря статуса. При наличии накоплений существует вариант приобрести франшизу и стать предпринимателем: кофейни, изготовление тортов методом 3D-моделирования, пункты выдачи интернет-заказов. Предложений много, но с учетом растущей конкуренции перспективы туманны.
Многочисленные интернет-форумы бывших банковцев уже активно обсуждают карьеру парикмахеров, косметологов и флористов. Работа не пыльная, но помимо обучения требуется опыт и, соответственно, наработанная клиентура. Не говоря уже о талантах и предрасположенностях.
Помощь неожиданно пришла из сферы информационных технологий. Она, в отличие от обрабатывающей промышленности и финансов, отнюдь не стагнирует. Наоборот, обрастает «жиром» и, соответственно, наращивает долю вспомогательного персонала. У людей, отлучённых от операций с чужими деньгами, появился шанс попробовать себя в роли HR BP (бизнес-партнёр специалиста по кадрам).
Подобная надстройка над стандартным кадровым отделом набирает популярность именно в ИТ-сфере. В своё время разработчики софта отвоевали у банков первенство на рынке аренды и продажи коммерческой недвижимости. Сегодня они готовы приютить ненужных клерков. Вчера те расхваливали клиентам прелести кредитных продуктов с дополнительной страховкой. Сегодня будут выстраивать систему материальной и нематериальной мотивации для мастеров Java и Python.
Пока ИТ-рынке идёт борьба за персонал «лишние люди» останутся при деле, государство сохранит налоговые потоки, а 777 вузов смогут продолжать «сеять и пахать» на ниве экономического образования.