Задумывались ли вы когда-нибудь, почему подобие Деда Мороза есть в разных странах, а вот Снегурочка есть только у нас? Всем известно, что Снегурочка – внучка Деда Мороза, но вот кто ее родители? В этом материале от Ёлка Тренд соберем все известные факты, и попробуем разобраться, откуда же взялась Снегурочка?
Если в народных русских сказаниях можно проследить, откуда взялся Дед Мороз, то появление Снегурочки куда более загадочное. В русском фольклоре Снегурочка описывается, как девочка, которую вылепили из снега, а потом она ожила. Но в большей части своим появлением Снегурочка обязана вполне конкретным людям. Например, сказки о Снегурочке были исследованы собирателем русского фольклора Александром Афанасьевым. Под его влиянием в 1873 году Александр Островский пишет пьесу «Снегурочка», где главная героиня предстает дочерью Деда Мороза и Весны-Красны, гибнущей во время обряда почитания Солнца Ярилы. Согласно описанию, Снегурочка выглядела как бледная светловолосая девушка, одетая в бело-голубую одежду с меховой опушкой.
Надо сказать, что пьеса Островского у зрителей не имела успеха, но после того, как Николай Римский-Корсаков поставил по ней одноименную оперу, ситуация изменилась на противоположную. Что характерно, Снегурочка является исключительно русским новогодним персонажем, постоянной спутницей Деда Мороза. Ни один из зарубежных братьев Деда Мороза такого сопровождения не имеет.
Снегурочка — это символ застывшей воды, вечно юная девушка, а не девочка, одетая только в белые одежды. Никакие другие цвета в традиционной символике не допускались, но с середины ХХ века в одежде Снегурочки стал присутствоваться голубой цвет.
Часто в сети можно найти мнение, что Снегурочка возникла из образа языческой богини зимы и смерти Костромы. Однако знатоки фольклора считают это мнение притянутым за уши. Возникло мнение, скорее всего, после заказа костромским краеведам «найти связь образа Снегурочки с Костромой», отчего город Кострома считают родиной Снегурочки. На самом деле связь эта весьма зыбкая, и связана с причиной смерти Снегурочки, что в сказках растаяла, прыгнув через костер. Миф возник из якобы древнего славянского обряда похорон Костромы, чье соломенное чучело в конце зимы костромские крестьяне или топили в реке или сжигали.
Примечательно, что обряд уничтожения чучела Костромы полностью повторяет древний обряд уничтожения чучела злой Зимы-Мораны, что в разных регионах России именовали также как Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара. Так что Кострома, скорее всего, местное локальное имя Мораны, языческой богини смерти, зимы и ночи, и никакого отношения к Снегурочке она не имеет.
Богиня Морана олицетворялась с ужасным образом, схожим с образом вампирши: острые когти и клыки, свирепость и ярость дикого зверя. С ее именем созвучны и другие страшные слова: «мор», «морок», «мрак». Славяне богиню Морену побаивались и уважали, особенно на Севере, где зима была суровой и долгой.
До крещения Руси, чучело Зимы-Морены сжигали или топили в день весеннего равноденствия во время языческого обряда Комоедицы, но позже христианская церковь запретила Комоедицу под страхом смерти и ввела взамен праздник Масленицу. В последний день Масленицы люди жгут чучело Зимы. Этот обряд призван обеспечить богатый урожай в следующем году.
Так откуда взялась Снегурочка? К сожалению, после того, как Русь перешла в православие, многие языческие предания были забыты или даже сознательно уничтожены. Подлинное происхождение Снегурочки оказалось забыто. Но образ ожившей статуи, пусть даже из снега, имеет корни в разных странах, например древнегреческая история Пигмалиона и Галатеи. В северных сказках найдется немало упоминаний о девочке, вылепленной из снега и ожившей. В записанном Афанасьевым русском фольклоре XIX Снегурочка тоже фигурирует, как снежная статуя, ожившая, а затем растаявшая. Скорее всего, оригинал сказки о Снегурочки родился в середине XVIII века под влиянием сказок северных поморов. Русская Снегурочка — безусловно очень добрый персонаж, в характере которого нет даже намека на отрицательные черты. Даже страдая, она не проявляет никаких негативных эмоций.
Когда известный меценат Савва Мамонтов захотел поставить историю о Снегурочке на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве, эскизы костюмов были придуманы Виктором Васнецовым, а через три года Васнецов сделал новые эскизы уже для премьеры одноименной оперы. Также к образу Снегурочки имели отношение еще два художника: в 1898 году - Михаил Врубель и в 1912 году - Николай Рерих.
Снегурочка стала постоянным персонажем городских рождественских елок, а в период репрессий 1927-1935 года снежная девочка вдруг исчезла, словно растаяла. Только в 1935 году Снегурочку реабилитировали в СССР, став традиционным новогодним персонажем, наряду с Дедом Морозом.
В военное время Снегурочка вновь исчезла, появившись на ёлках лишь в начале 50-х годов, да и то исключительно благодаря детским писателям Сергею Михалкову и Льву Кассилю, которые писали сценарии кремлевским елкам. С тех пор Снегурочка стала постоянным персонажем всех новогодних праздников.
Удивительное дело, но если резиденция Деда Мороза находится в городе Великий Устюг, Вологодской области, то сказочная внучка с ним не живет. На родину Снегурочки претендует два места: имение Щелыково, Костромской области, где Островский придумал свою пьесу, а также подмосковное село Абрамцево, где у Виктора Васнецова родился образ новогодней красавицы. Впрочем, почтовые адреса Снегурочки давно известны: Россия, 156000, г. Кострома, ул. Ленина 3, Снегурочке и Россия, 156000, г. Кострома, ул. Лагерная, д. 38. Терем Снегурочки.
А вы писали письма Снегурочке? Поделитесь с нами своими историями в комментариях, и обязательно подпишитесь на наш Дзен, а мы расскажем вам еще много интересного о новогодних персонажах.