Найти в Дзене

Этапами веры: часть вторая

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Этапами веры: часть первая. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (до 2013 года – «Собор новомучеников и исповедников Российских») был установлен, по сути, еще Поместным Собором Русской Православной Церкви в 1918 году; тогда же была впервые определена и его будущая дата — день мученической гибели митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), первого православного епископа, убитого в годы Гражданской войны. Поместным Собором решено было «установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января (7 февраля) или в следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». После этого еще многие десятилетия лилась кровь новомучеников, и подвергался тяжелым испытаниям каждый, открыто исповедовавший веру во Христа. После завершения Гражданской войны практика открытого поминовения новомучеников стала опасна и фактически прекратилась, а просл

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Этапами веры: часть первая.

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (до 2013 года – «Собор новомучеников и исповедников Российских») был установлен, по сути, еще Поместным Собором Русской Православной Церкви в 1918 году; тогда же была впервые определена и его будущая дата — день мученической гибели митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), первого православного епископа, убитого в годы Гражданской войны. Поместным Собором решено было «установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января (7 февраля) или в следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». После этого еще многие десятилетия лилась кровь новомучеников, и подвергался тяжелым испытаниям каждый, открыто исповедовавший веру во Христа.

После завершения Гражданской войны практика открытого поминовения новомучеников стала опасна и фактически прекратилась, а прославление их в лике святых отложилось в России до конца века (находившаяся тогда вне общения с Московским Патриархатом, Русская Православная Церковь Заграницей совершила прославление Собора новомучеников 1 ноября 1981 года на своем Соборе). В своих официальных заявлениях советского времени Русская Православная Церковь была вынуждена отрицать сам факт гонений на верующих в СССР, хотя среди православных всегда и имело место тайное почитание подвижников.

Восстановлено поминовение было Священным Синодом 25 марта 1991 года; Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 31 марта – 5 апреля 1992 года своим деянием прославил митрополита Владимира (Богоявленского), митрополита Вениамина (Казанского) и иже с ним убиенных в лике священномучеников и установил общецерковное празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. В 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором были прославлены более 800 новомучеников и исповедников Российских, свидетельства о подвигах которых были получены из 35 епархий, — включая Красноярскую, и внесены в Собор для общецерковного почитания имена ранее прославленных местночтимых святых.

Самым первым среди причисленных к Собору был канонизирован Церковью 9 октября 1989 года святитель Тихон, Патриарх Московский, — первый после Синодального периода Патриарх, избранный Поместным Собором в ноябре 1918 года.

Дальнейшее поименное включение святых в уже прославленный Собор совершалось по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода на основании предварительных исследований проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых. Свои комиссии по канонизации были сформированы и при епархиях Русской Православной Церкви, для подготовки информации о непрославленных мучениках и исповедниках в Синодальную комиссию. На сегодняшний день в составе Собора — более 1700 имен. Но даже эта цифра не отражает истинного масштаба гонений, развернутых большевиками на Русскую Православную Церковь, и числа мученически погибших за Христа православных. Так, только в Красноярском крае предварительный список имен людей, пострадавших за веру в ХХ в., подготовленный епархиальной Комиссией по канонизации на основе открытых источников, включает более семисот человек.

В 2013 году Архиерейский собор утвердил нынешнее название праздника и уточнил дату дня празднования: 25 января (по старому стилю), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 25 января приходится на дни от четверга до субботы.

Икона Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской была создана иконописцами Православного Свято-Тихоновского Богословского института. На среднике иконы изображен сонм святых, стоящих перед церковью, символизирующей Русскую Православную Церковь в XX веке, а в центр иконы перед храмом помещен крест. Перед ними находится престол в красном, пасхальном облачении, символизирующем возрождение Православия в России. Левую группу святых на среднике иконы возглавляет Патриарх Тихон, правую — митрополит Крутицкий Петр (Полянский). Даже образы архиереев, включенных в Собор, не все уместились на иконе, и их символизируют нимбы за верхним рядом изображенных на иконе иерархов. Далее изображены священнослужители и миряне, принявшие мучения за веру, в том числе — женщины и дети. На пятнадцати клеймах иконы изображены наиболее известные мученические подвиги в годину гонений.

Далее

-2

«Этапами веры»: к 100-летию новомученичества в Красноярском крае.

-3