Найти тему
Helga_screenwriter

Рецензия на фильм «Очная ставка». Режиссер Игорь Хомский.

Вынужденное предательство, самопожертвование, муки совести -шекспировские страсти в камерной короткометражке.

Фильм «Очная ставка» Игоря Хомского снят в духе советского кино по рассказу В. Быкова. События происходят после войны. Советский солдат ( Булавский) возвращается из немецкого плена. У него нет документов. Его личность может подтвердить только его жена, но она получила на солдата похоронку еще в 1941 г. Капитан предоставляет солдату фотографию жены (Филиппова) и солдат точно говорит, что написано на ее обратной стороне. Капитан верит, что солдат говорит правду. Но есть еще одна проблема: она замуж за высокопоставленным военным чиновником. Ведущий допрос капитан прямо говорит, что узнавать жену ему не нужно, не нужно ломать жизнь ей и его ребенку. Солдат понимает, что капитан заботиться не о его бывшей жене, а об ее нынешнем муже. Теперь только очная ставка все покажет кто есть, кто. Во время очной ставке жена отказывается от мужа, муж говорит, что они незнакомы. У капитана заиграла совесть, и он делает слабую попытку восстановить справедливость, но майор, нынешний муж, властной рукой осаждает все ее попытки. Солдата уводят, его жена уезжает с майором. Капитан остается наедине со своей совестью и дождем.

Фильм строится линейно, Действие разворачиваются в течение нескольких часов. Режиссер сразу открывает перед нами все карты, да и перед героями все карты открыты. Мы стразу попадает в драматическую ситуацию. из которой нет выхода без жертвы. В центре конфликта оказывается вынужденное предательство женщины и самопожертвование мужчины.

Самое интересное в этом фильме, что эмоциональное состояние героев мы понимаем из мимики на лице, а все разговоры ведутся глазами, а когда герои разговаривают они всегда прячут глаза. Капитан весь допрос стоит спиной к арестованному солдату, он не смотрит вверх, когда ведет очную ставку. И так режиссер показывает его муки совести. Режиссер делает ставку на игру актеров и не прогадывает.

Мы мало, что знаем о героях и о их жизни, мы видим сиюминутные поступки и не знаем мотивацию поступков. Я не поняла почему Филиппова так поступила, но больше склоняюсь, что нынешний муж ее заставил угрозами, на эту мысль меня навела их одинаковая одежда (на них одинаковые пальто и черные шляпы). Эмоциональное состояние героев режиссер подчеркивает яркими деталями. Например, Филиппова после отречения от мужа уходит со стаканом воды в руке, она не может дойти до машины ее ноги подкашиваются.

А вот главный герой внешне очень спокоен, он не меняет даже позу на протяжении всего фильма. Он смотрит в одну точку. Он живой покойник.

Капитан неоднозначная фигура. Он сопереживает герою, но не может противостоять системе. Именно на этого героя я надеялась.

Режиссер чтобы еще больше поиграть на наших нервах активно пользуется звуки. Герои молчать, а все вокруг них разговаривает: скрипучая железная дверь, пишущая машинка, одежда героев, сапоги, стучащие по полу. И контрапунктное звучание веселой музыке в напряженный кульминационный момент - все это продумано расшатывает нервы зрителя.

Хотя я считаю контрапунктное звучание музыке в такой момент слишком киношный прием, который наоборот делает происходящее слишком наигранным.

Также режиссер использует игру света и тени на лицах героев, чтобы показать их внутреннее состояние.

Еще один любопытный прием в том, что в кабинете горят две лампочки, светит свет в окно, а там все равно темно и сыро и тебе становится не по себе Психологическое воздействие со всех сторон.

В конце фильма начинается дождь, который тоже отражает внутреннее состояние капитана и это тоже слишком киношный прием из учебника по драматургии.

Фильм грамотно сделан со всех сторон, режиссер знает, как работать с актерами, светом, звуком, как создать атмосферу советского фильма. Он поднимает важные вечные моральные вопросы. Но при этом при всем фильм оставляет тебя с чувством безысходности. Выбор без выбора. Жертвы и палачи в одной лодке и выбор есть только у палача, и выбор этот заключается в том, что остаться палачом или стать жертвой при новом палаче. Фильм актуален. Но не хочется смотреть такие фильмы. Такие фильмы я вижу каждый день в сводки новостей.