Найти тему
Helga_screenwriter

Рецензия на фильм «Спокойный день в конце войны». Режиссер Никита Михалков

Один день. Последний летний день.

Как проповедовать православную веру в советском фильме покажет Никита Михалков в своем дипломной работе «Спокойный день в конце войны»

Фильм рассказывает о русском солдате, который бросается под немецкие пули, чтобы спасти картины.

По сюжету фильма действия происходят летом 1944 году в местах, где боевые действия уже закончились, судя по догорающим домам только вчера, а мирная жизнь еще не наступила. Это состояние можно сравнить это с весной, когда дни уже теплые, а ночи все еще холодные. И начало фильма погружает нас в такую атмосферу: вот виды природы, тишь да гладь да божья благодать как говориться, а через несколько секунд догорающие дома, брошенные орудия.

Солдат Андрюша (так он сам себя называет, и я тоже остановлюсь на этом имени, мне кажется, оно тоже отражает суть героя) находи картины, которые немцы хотели вывести, но не успели, и притаскивает их в церковь, где он вместе с раненным сержантом дожидается машины. Андрюша не успевает посмотреть картины, а за ними уже приезжает делегация. Андрюша картины не отдает и отправляет делегацию за документами. Делегация уезжает, захватив с собой раненого, но оставив девушку Адалат, так как место в машине больше нет. Та-дам и вот кажется, что ты понял, о чем будет фильм – о любви, но не так –то просто ларчик открывался. И ты даже не поймёшь, не успеешь ничего толком сообразить, как мелодрама обернётся трагедией.

Режиссер построил так, что практически до конца фильма мы живем вместе с героями в обычном спокойном дне. Наступает чувство, что все закончилось. Он ужасов войны осталось только вот догорающий дом, обугленный сарай, брошенное оружие у реки и хуторка

Режиссер медленно погружает нас вместе с героями в беззаботный летний день, с длинными разговорами, легкой влюбленностью, смехом, танцами, с картинами, которыми любуется Андрюша, купаньем в реки. Обычный день двух молодых людей в мирное время, но разрушенные дома, обугленный сарай, брошенная пушка около реки не дает нам забыть об войне, и легкая тревога и поэтому мы вместе с героиней так пугаемся, когда Андрюша не отзывается на ее крик. И вздыхаем с облегчением, когда видим его живого.

Ребята возвращаются после купанья и видят немцев около сарая, где Андрюша развесил картины. И мы видим резкое превращения солдата Андрюши в грозного война Андрея Комарова. Он четко и выверено убивает немцев по –одному. И вот чеховское ружье выстреливает: загорается сарай с картинами. И Андрюша будто забывает об опасности бросается спасать картины. Он получает несколько пуль в спину. Адалат, которая пряталась все время на колоколе, стреляет в убегающего немца, но не попадает, и он убегает. Адалат, собирая картины, слышит звук грузовика. Она звонит в колокол и грузовик едет к ней. Конец.

Фильм идеален с точки зрения драматургии. Ничего лишнего в нём нет. Каждая сцена, каждый персонаж на своём месте. И обманчиво-нежный, такой солнечный летний день нужен лишь для контраста с той трагедией в конце.

Самая сильная сторона картины конечно же в актерах и персонажах.

Андрюша
Андрюша

Андрюша собирательный образ русского солдата, солдата – победителя. Характер Андрея раскрывается в деталях. С самого начала фильма мы видим его заботу о других: он убирает камень с дороги, чтобы он не мешал людям идти, он беспокоиться, когда Адалат стоит близко к краю на колокольне. Он искренне любит жизнь и всех людей вокруг. И картины он притаскивает в церковь, чтобы посмотрел раненых, уставший от жизни, сержант, который является полной противоположностью открытому, жизнерадостному Андрюше. И на этом контрасте мы проникаемся еще большей симпатией к Андрюше. А когда он долго прощается, чуть не плача с сержантом, которому и дело до него нет, то на глазах выступают слезы, и ты уже любишь героя всей душой, режиссер не оставляет тебе шансов.

В его внешнем образе тоже есть говорящие детали: вологодский акцент, наколка в виде светящийся лампочки (свет).

Он искренне любит Россию и режиссер подчеркивает, что не СССР , а именно Россию. Он любит место, где он живет, а не страну как политический строй (делегация, которая приезжает за картинами) Это любовь, идущая от сердца. Любовь верующего человека. Его лицо озаряется, когда он говорит: «такие леса, поля есть только в России.» Андрюша – это образ мученика, который не задумываясь жертвует собой ради веры.

Мы всегда видим его на средних и общих планах и это как бы его обобщает его с другими русскими солдатами. Но крупным планом его лицо мы видим через военный бинокль, который образует на нем крест. Это как деталь - метафора. Так как образ церкви постоянно мелькает в кадре, то смею предположить, что это режиссер говорит о православной вере этого солдата.

Картины являются очень важной деталью фильма и выполняют несколько функций. Картины как фабульная деталь движет фильм, без картин не было бы и истории. Они проходят через фильм. Картина это символ веры и веры православной. Андрюша картины приносит в церковь и это очень важно. Приносит к солдату, который лежит в телеги будто в гробу. Для меня картины –это иконы, символ веры. И Андрюша воспринимает их как неотделимую часть России. Они не отделимы для Андрея от России, от его любви к России.

Адалат
Адалат

Еще мне бы хотелось остановиться на образе Адалат. Мне кажется, этот персонаж воплощает образ человека, который приходит к православной вере. Когда она первый раз в церкви, режиссер уделяет особое внимание ее лицу, крупные планы восторженного лица, еще что очень примечательно, что она одна в церкви. Потом крупные планы ее лица на фоне купола, а купанье ее в реке напоминает обряд крещения: белая рубашка, погружение в воду с головой. В конце фильма он не бросает картины и истомно звонит в колокол.

Еще бы я выделила звуковое сопровождение и музыку. Музыка Эдуарда Артемьеве всегда создает неповторимую атмосферу Она играет на струнах души, она погружает в истории, полное растворение. Еще мне запомнилось, когда Адалат начинает танцевать в разрушенном доме звучит звук ветра, ржание лошадей и это полное проникновение в воспоминания Адалат о ее жизни в Казахстане.

Режиссер по – чеховски соединяет трагизм и комизм, течение обычной жизни прерывается трагедией. Мы только смеялись над нелепостью героя, а вот мы плачем над его смертью.

Фильм не может не вызвать эмоции. Герой не может не влюбить в себя Ты не можешь не заплакать, когда герой умирает, и когда Адалат бьет в колокол, будто оплакивая всех солдат. Атмосфера не может не захватить тебя. Режиссер приводит тебя к размышлению о вере, о поступках людей ради веры. Фильм закончился, а ты еще думаешь. Я люблю, когда фильме, как и в жизни, есть место и комедии и трагедии.

Все фильмы Михалкова полностью погружают тебя в свою атмосферу и этот не исключение. Фильм до момента самопожертвования понравится всем, а потом каждому по вере его.