Биография Александра Великого , как правило, начинается, с истории укрощения коня Буцефала, которому на тот момент было уже 11 лет и он был всего лишь на год младше своего всадника. Обратите внимание, за 11 лет с конем работали самые лучшие конюхи и наездники, но так и не смогли объездить Буцефала.
В нашей стране в Вузах не учат на зоопсихолога. Официально нет такой специальности, но есть частные курсы и дисциплины в учебных заведениях. Некоторые считают, что любой дрессировщик может корректировать любое поведение животного. А я в восемь лет убедилась, что это не так.
После второго класса на летних каникулах я с бабушкой поехала в Москву. Это был 1986 год. Тогда то и психологи для людей были в специализированных институтах, например, готовили космонавтов. А про частных или школьных психологов даже не слышали.
Хорошая подруга бабушки устроила нам экскурсию за кулисы цирка "Уголок Дурова". Владимир Дуров - это основатель известнейшей династии дрессировщиков, зоопсихолог, и главный герой рассказа Чехова "Каштанка". Директором цирка на 1986 год была его праправнучка основателя Наталья Юрьевна Дурова.
Мне, как ребенку, было предложено на выбор: посмотреть представление "Кошкин дом", либо присутствовать при дрессуре животных. Представление я видела по телевизору и предпочла второй вариант. При мне Наталья Юрьевна вместе с двумя помощниками обучала слониху Машку крутить ручку огромной шарманки. Мне рассказали, что Машка оторвала ухо смотрителю. Через несколько лет я прочитала, что Машка была изначально агрессивной и её забраковали в цирке ФРГ и продали в СССР.
После работы со слонихой Дурова, бабушка, общая знакомая и я пошли в квартиру-музей пить чай. Там были дореволюционные кожаные диваны и расписные декоративные тарелки на стенах. Я их с интересом рассматривала, когда в комнату вошла домработница с цветной болонкой на руках: "Мальчик ОПЯТЬ нагадил на диван!" - возмущалась она. То есть, собачка систематически ходила по нужде на дореволюционную мебель. Оказалось, что изменить поведение маленькой собачки также сложно, как и укрощать агрессивную слониху.
Вернемся к Александру.
Однажды его отцу, Филиппу II, посоветовали купить хорошего жеребца по кличке Буцефал. Стоимость, которую запросил торговец, была поистине царской: он назначил огромную сумму в 13 талантов, что равно приблизительно 340 килограммам серебра.
Конь оказался совершенно диким, он то и дело вставал на дыбы, бил копытами и кусался. Лучшие наездники пытались справиться с норовистым красавцем, но безуспешно. Раздраженный Филипп отказался от покупки и велел увести коня прочь. Тогда Александр, а ему в ту пору исполнилось четырнадцать лет, гневно воскликнул: «Какого великолепного коня теряют эти люди из-за собственной трусости!»
Филипп промолчал, но Александр продолжал возмущаться, и, рассердившись на сына за дерзость, царь заметил: «Какое ты имеешь право высмеивать старших за то, что сам сделать не в состоянии?»
«Если ты позволишь, я объезжу его!» — глядя отцу в глаза, уверенно сказал Александр. Все засмеялись: мальчишка хочет справиться с диким конем, хотя взрослые не смогли!
Филипп усмехнулся: «Ну что ж, попробуй сделать то, что не удалось другим».
Александр смело подошел к коню, и, взявшись за узду, повернул его головой к солнцу: мальчик еще прежде заметил, что животное пугается собственной тени. Ласково погладил он морду Буцефала и тихонько повел коня на поводу. Некоторое время они шли рядом. Александр все ускорял шаг, затем перешел на бег, а когда заметил, что конь тяжело дышит от усталости, скинул на бегу плащ и внезапно вскочил на скакуна.
От такой дерзости Буцефал пришел в ярость и встал на дыбы, пытаясь скинуть седока. Но Александр сидел крепко. Сначала, слегка натянув поводья, он сдерживал коня, а когда увидел, что тот успокоился, дал ему полную волю. Конь стрелой рванулся вперед и скоро скрылся из глаз, унося наездника.
Филипп и его свита впали в отчаяние: они не сомневались в том, что Александр погиб. Каковы же были изумление и радость всех, когда гордый, ликующий мальчик вернулся на взмыленном и покорном коне.
Растроганный Филипп обнял сына и прослезился от счастья.
«Дитя мое, — сказал он, — ищи себе более подходящее царство. Македония слишком мала для тебя…»
После смерти отца, Александр создал лучшую армию своего времени. Он использовал особое построение войска, фалангу, которое изобрел его отец, но совершенствовал оружие, а главное, отбирал воинов как профессиональный психолог. Полководец определял типаж нервной периферической системы.
Александр создавал какую-либо ситуацию, вызывающую страх. В таких ситуациях одни люди бледнеют, а другие - краснеют. Те, кто краснеет- симпатикотоники, способны к быстрому принятию решений, необходимому в бою. Кровь у них приливает не только к коже лица, но и к мышцам, мозгу, сердцу.
Бледнеющих же воинов (вагатоников) также брали в бой, но ставили в другую сторону фаланги. Они более выдержанный и действуют продуманно. В том случае их ранят, то они резвее выздоравливают, а при выполнении продуманного действия, не склонны к бурному выражению эмоций.
Если симпатикотоника можно назвать тактиком, то ваготоник – стратег, свои планы на будущее он строит обстоятельно и просчитывает все возможные варианты.Принадлежность человека к одному из типов вегетативной нервной системы влияет на успешность в той или иной деятельности. Например, ваготоникам больше подходят виды спорта, связанные с циклическими физическим нагрузками: лыжи, плавание, езда на велосипеде, бег на средние или длинные дистанции. Симпатикотоники могут проявить себя в спорте, предполагающем кратковременные нагрузки: бокс, художественная гимнастика, бег на короткие дистанции.
Александр Македонский обладал особой наблюдательностью и насмотренностью, что позволило ему завоевать полмира.
А цирк с дрессированными животными я так и не полюбила.