Режиссер фильма - Витторио Де Сика.
Сценарист -Чезаре Дзаваттини.
Действие фильма происходит в послевоенном Риме, где царит разруха и безработица. Главному герою Антонио удается получить работу расклейщика афиш благодаря тому, что у него есть велосипед. Без велосипеда, как считают работодатели, невозможно успеть расклеить все афиши. Но в тот момент, когда он клеит первую афишу, у него крадут велосипед. И основную часть фильма главный герой со своим сыном Бруно бродит по Риму в попытке вернуть свое транспортное средство. И таким образом вернуть себе работу и надежду на светлое будущее.
История начинается здесь и сейчас с первой минуты фильма. Нет предыстории, ничего неизвестно о прошлой жизни героев. Сюжет фильма развивается линейно и укладывается в три дня. Это дает зрителю возможность полностью погрузиться в драматическую ситуацию.
Основными действующими лицами фильма являются два героя: Антонио Ричи и его маленький сын Бруно, но также фильм наполнен массой эпизодических персонажей, которые показывают различные слои населения, своеобразная галерея социальных ролей и ремесел: безработные, велосипедисты, расклейщики, попрошайки, воры, скупщики краденого, священники, богатые люди, гадалка, полицейские, дети войны.
Конфликт фильма внешний и открытый. Конфликт показывает борьбу одного человека за выживание в мире социального неравенства. Для Антонио велосипед не средство передвижения, а единственный источник заработка. У Антонио крадут непросто велосипед, а надежду на светлое будущее. Если Антонио не найдет велосипед, то его семья будет обречена на голодное существование. Фильм поднимают тему социальной несправедливости и ее влияния на судьбу простого человека. Человек обречен не жить, а выживать и кража старого велосипеда превращается в трагедию. Пропасть между бедными и богатыми настолько велика, что заставляет честного человека пойти на преступление.
Сюжетная композиция фильма
В экспозиции демонстрируется плачевное состояние послевоенного Рима и его жителей: куча безработных мужчин разных возрастов, которые готовы на любую работу, рабочие поселки на окраине города, где живут бедняки, в их домах нет никаких удобств (женщина стирает около колонки за спиной Антонио, его жена стоит в очереди за водой), разбитые дома в центре города, дети, предоставленные сами себе (делегация детей, которая играет свадьбу, парни играющие в «блинчики» на улице города), ломбард с бесконечными полками, которые забиты различной утварью, множество людей в ломбарде. Также мы знакомится с главным героем Антонио Ричи и его женой, их бытом и узнаем, что он не работает уже год. Семья обнищала до такой степени, что закладывает старенький велосипед, чтобы прокормиться. Мы сразу видим ситуацию, которая может привести к конфликту. «Нет велосипеда – нет работы», - говорит служащий биржи труда. Но через несколько минут Антонио оставляет велосипед случайному мальчику на улице, когда заходить за женой к гадалке, но потом, выходя от нее, Антонио даже не замечает, что мальчика уже нет.
Завязка фильма: в первый же рабочий день у Антонио угоняют велосипед. Развитие конфликтного действия: Ричи отчаянно разыскивает свою велосипед на фоне повседневной жизни Рима. Действие фильма развивается через последовательное чередование надежды и разочарования: раз за разом герой терпит неудачу в тот момент, когда, как нам кажется, удача так близка. Авторы фильма часто ломают представление зрителя о том, что будет дальше, например, когда мы слышим, что какой –то мальчик упал в воду, то мы сразу думаем, что это Бруно, но потом выясняется, что это совершенно другой ребенок. В фильме явственно показано бессилие одного человека против толпы и государственной власти. Антонио как честный человек верит и надеется на справедливость и помощь полиции, но ничего из этого не получает.
Кульминации – кража велосипеда. (украдет или нет?). Перейдет ли Антонио это черту между законопослушным человеком и человеком способным на преступление. Антонио, замечая одиноко стоящий велосипед в тихом переулке, борется с нарастающим соблазном украсть велосипед и одновременно страшиться своего преступного желания. В развязке Антонио крадет велосипед, но тут же толпа его ловит. Антонио морально унижет перед сыном. Хозяин велосипеда, видя плачущего Бруно, отпускает Антонио. Режиссер снимает кульминацию и развязку фильма в режиме реального времени, создавая тем самым еще большее психологическое напряжение. Финал фильма открытый: маленькая рука сына вплетается в руку униженного отца как символ сострадания, любви и взаимопонимания, и они растворяются во враждебной толпе
Завязка и кульминация фильма –это зеркальное отражение одних и тех же событий: у Антонио крадут велосипед, Антонио пытается украсть велосипед. По фильму можно проследить анатомию преступления: нам весь фильм рассказывают, как человек до этого доходит и возможно весь фильм показывает, как кудрявый парнишка в солдатской форме позволил себе совершить кражу. Получается, любой человек может быть потенциальным угонщиком, и социальная среда не препятствует этому, а только этому способствует. Название фильма во множественном числе тоже дает намек на этот факт.
Герои попадают на рынок и начинается дождь и автор фильма берет ритмическую паузу. Ничего не происходит в течение пяти минут, а просто идет дождь, героям негде укрыться, некуда идти и остается лишь растерянно озираться по сторонам. После этой сцены темп - ритм картины изменяется, начинается часть с погоней и преследованием, и отец с сыном остаются наедине со своей бедой, все помощники будто растворяются в этом дожде.
Звуковое оформление фильма
В фильме мало слов, но много болтовни. Антонио и Бруно немногословны, зато вокруг происходит постоянный треп. Второстепенные и эпизодические персонажи постоянно говорят, говорят и говорят. Слова используются как шумовое оформление. И это, во-первых, усиливает жизнеподобие происходящего, а, во-вторых, мы видим, что всем вокруг все равно на беду главного героя, у них свои проблемы и заботы и жизнь продолжается. Также развитие сюжета практически всегда сопровождается музыкой в минорной тональности (в минуты отчаяния) и мажорной (надежда). Преобладает минорная, так как она соответствует фабуле произведения.
Изобразительное решение фильма
Фильм снят, как и все фильмы неореализма, в документальной стилистике: преобладают общие и дальние планы, оператор вырисовывает портрет Рима тех лет и детально воссоздает быт, практически не используется искусственный свет. Камера иногда будто живет сама по себе: когда герою показывают, как клеить афиши, камера сначала направлена на героя и его «учителя», а потом главенство отдается состоятельному мужчине и попрошайкам, следующим за ним, что тоже играет на руку документальности. Крупные планы используются в моменты глубокого потрясения героев.
Главный герой
Антонио Ричи- статный, красивый мужчина. Он давно уже безработный, у него есть жена и двое детей. Хороший, но изрядно потрепанный костюм, заставляет предположить, что у него есть профессия и он знал лучшие времена, но сейчас он уже потерял всякую надежду на светлое будущее (безработная толпа мужчин уже с автобуса встречают работника биржи труда в надежде получить хоть какую-то работу, а Антонио сидит поодаль около колонки).
В начале фильма Антонио показан как простак, со слабым характером и волей, он очень неуверенный и нерешительный (его жена решительно решает проблему с выкупом велосипеда из ломбарда, заложив свои простыни), рассеянный (жена несет тяжелые ведра, а он даже этого не замечает, он постоянно забывает про сына), он честен (на бирже он чуть не теряет работу из-за то, что честно говорит, что велосипеда у него нет, когда он ждет жену, он помогает парню восстановить справедливость в игре). Он как узник в цепях скован обстоятельствами, которые от него не зависят.
Он сдержан в проявлении своих чувств (он неловко заигрывает со своей женой, скупо проявляет любовь к своему сыну), но в минуты глубоко потрясения он раскрывается, например, когда он думает, что Бруно утонул (крупные планы его лица) или в финале, когда слезы хлынули из его глаз и их невозможно остановить.
Когда Антонио вдруг улыбается удача, он преображается до неузнаваемости, улыбка не сходит с ее лица. Как мало человеку нужно для счастья. У него только появилась работа и он уже строит планы на будущее.
Весь гнет всей его безработной жизни уходит прочь и у него появляется надежда. Но получив надежду, он начинает вести себя неосторожно и тем самых теряет велосипед.
В течение фильма характер героя изменяется под воздействием социальной среды: в начале фильма он смеется над женой, которая ходит к гадалке, а потом сам идет просить помощь у той же гадалки, сначала он верит в справедливость и призывает других к ней, а потом сам совершает преступление, он сам вершит правосудие (око за око, велосипед за велосипед) и здесь его нерешительность сменяется на решительность.
Детали
Фильм наполнен множеством деталей, продумана каждая мелочь, что дает возможность полностью погрузиться в обстановку тех лет, в быт героев и их интересы. Например, когда Антонио растерянный садиться на кровать в начале фильма, то мы видим позади него три веревки словно три петли и это производит удручающие впечатление, а затем на этом месте висит велосипед как символ надежды; над кроватью Бруно висят фотографии футболистов и Антонио заговаривает именно о футболе, когда хочет с ним помирится; в ресторанчике, куда они приходят пообедать, только на их столе нет скатерти они заказывают моцареллу на хлебе, на протяжении веков моцарелла была самым простым и недорогим крестьянским сыром.
Велосипед –это многофункциональная деталь. Велосипед представлен:
• как фабульная деталь -он непосредственно участвует в фабуле и влияет на ее развитие и повороты;
• как деталь, имеющая смысловое значение социального благополучия, свободы, надежды, уверенности;
• как аллегорическая деталь. Для бедной семьи Ричи реликвия и кормилица одновременно. Велосипед старый с трещиной поперек седла, но с какой любовью Бруно готовит его к работе рано утром, как он переживает за каждую вмятину на нем. Велосипед будто член семьи. Окрыляющие чувство гордости охватывает Ричи, когда он торжественно выезжает на работу, вливаясь в группу таких же велосипедистов – родившихся под счастливой звездой. Потеря велосипеда –это трагедия для героя и его семьи, за которой следует полное разорение и социальное падения
Бруно на протяжение всего фильма попадает в опасные ситуации: на него чуть не наезжает автомобиль, на рынке к нему пристает сомнительного вида мужчина, про него постоянно забывает отец. Эти сцены придают картине реализм и показывают сколько событий, которые могут обернуться трагедией, подстерегают человека на протяжении всей его жизни, а он их просто не замечает. Бруно –это взрослых ребенок, детство которого проходит в тяжелые военные и послевоенные годы, но, несмотря на все, это малыш сохраняет мягкость в сердце, безграничную любовь к родителям и возможность простить и понять отчаянные поступки отца. Бруно выступает олицетворением надежды на светлое будущее и когда он заботливо закрывает ставни, чтобы малыш не заболел, и когда он берет за руку униженного и оскорбленного отца.
В фильме много комических и иронических ситуаций, что тоже отсылает нас к реальной жизни, в которой всегда смех сквозь слезы и наоборот.
В фильме есть явственные сцены противопоставления богатых и бедных: отец клеит афишу, на которой звезда Голливуда с ослепительной белоснежной улыбкой, сцена в ресторане, когда за соседним столом пир, а у них только моцарелла на хлебе, дама с ухоженной собачкой у гадалки и Бруно в потрепанном костюме.
Еще одной важной деталью является толпа, которая в одном случае безразлична к горю главного героя, а во втором случае, готова съесть живьем Антонио, когда он находит похитителя. Человек ничего не может против толпы, а толпа может задавить человека.