Церковь в ХХ веке: время гонений и время мученичества.
…о значении подвига новомучеников … говорить надо так, чтобы было слышно всем — не только членам Церкви, не только нашим прихожанам, но и людям светским. Потому что новомученики — это герои, а без героев не может существовать на род, не может существовать нация.
Сегодня очень часто появляются псевдогерои, …чья популярность обусловлена не более чем модой, — и когда многие, в том числе молодежь, на них ориентируются, это приносит только вред. Но подлинный герой всегда несет в себе высокий нравственный заряд, нравственную силу. Несомненно, именно такова роль тех, которые полагают жизнь
свою за Родину, за Церковь, — и новомученики являются такими героями.
В наше время, когда людям трудно оторваться от своей повседневности, поставить под сомнение привычный комфорт, особенно важно во весь голос говорить о наших отцах, братьях, сестрах, которые погибли, но остались верны Господу. Это наша задача, это наш венок на их могилу.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Слово на втором заседании Церковно-общественного совета при Предстоятеле Русской Церкви по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. 17 ноября 2015 г.
То, что произошло в России в начале ХХ века, не имело подобия ни в одной из стран мира. Разве что только в древней Римской империи, правители которой нещадно гнали и убивали первых христиан, не понимая их веры. Но то, что выпало на долю Русской Церкви, не поддается никакой оценке и логике: в страну с тысячелетней православной благодатью, страну с верующим народом, вошел антихрист, воплотившись в лице тех, кто совершал революцию. Ничего другого они не придумали, кроме как разрушать российскую культуру, как предавать заточению и смерти невинных, — и одними из первых жертв стали архипастыри и монахи, священники и их близкие…
Кровь новомучеников не утекла бесследно, словно вода в песок. Нет! И молитва им особенно сильна здесь, в Сибири, на берегах Енисея, в местах, которые еще помнят страдания тысяч невинных людей, пытки и расстрелы.
Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.
Слово за богослужением в день престольного праздника в красноярском храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской. 4 февраля 2018 г.
В 1917–1918 гг. к власти в России приходит партия большевиков — радикальных марксистов-ленинцев, стремившихся к немедленному началу социалистического строительства в стране и к мировой революции.
Октябрьский переворот порождает организованное вооруженное сопротивление различных слоев общества, но новая власть побеждает его в ходе чрезвычайно кровопролитной Гражданской войны. Своего непримиримого врага новые правители России видят в Православной Церкви.
Из-за чего революционеры стремились уничтожить Церковь и религию?
Ненависть большевиков к Церкви, Православию и любым религиям в принципе во многом была обусловлена не только причинами социально- исторического характера, но и самой марксистской идеологией. Как известно, ее основоположники считали любую религиозную веру «опиумом для народа».
В свою очередь, Православная Церковь под Предстоятельством избранного в ноябре 1917 г. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона не могла не осуждать политику новых властей России, направленную на разжигание социальной розни, кровавого уничтожения всего, что имело отношение к «старому миру». Большевики, в конечном счете, стремились к созданию «нового человека», признающего лишь новую коммунистическую идеологию и верящего только в новый революционный режим. «Реакционная» Церковь и православная вера русского народа становились едва ли не главным духовно-нравственным препятствием на пути к этой цели.
Не стоит забывать и о том, что большевики после прихода к власти остро нуждались в материальных ценностях для поддержки «мировой революции». В православных же соборах и храмах, отнятых большевиками у Церкви, за многие века российской истории собрано было множество чтимых старинных образов святых в драгоценных ризах, предметов богослужебной утвари и облачений. Всё это в новых условиях у верующих можно было легко отобрать и выгодно продать за рубеж (что и произошло в 1922–1923 гг.).
Как Церковь пережила годы революции и Гражданской войны?
20 января 1918 года большевистский Совет народных комиссаров принял декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Фактически, Церковь этим документом отделили не только от государства, но и от общества в целом; так, теперь она не могла иметь прав юридического лица и собственности, вести образовательную и духовно-просветительскую деятельность. У Церкви были изъяты все капиталы, земли, здания и храмы, которые теперь общинам можно было только «арендовать» у государства. Исповедовать религию и совершать богослужение фор- мально не запрещалось, однако эти положения декрета, как показали дальнейшие действия нового режима, носили сугубо номинальный характер.
Физические расправы над епископами, священнослужителями и верующими начались фактически сразу же после захвата власти большевиками. Первого священника-новомученика — протоиерея Иоанна Кочурова из Царского Села под Петроградом — красногвардейцы убили уже спустя шесть дней после Октябрьского переворота.
В годы послереволюционного «красного террора» представители духовенства становились одной из главных мишеней карательных органов и служб, возникавших повсюду самочинных вооруженных формирований. По некоторым данным, в 1917–1920 гг. погибло до 1000 священнослужителей и 50 епископов Церкви по всей стране; при этом лишь единицы из их числа хоть как-то были причастны к Белому движению. Большинство казней носило внесудебный характер и сопровождалось жестокими пытками и издевательствами над жертвами. На территории Енисейской губернии в годы Гражданской войны было убито и замучено более двадцати священнослужителей.
После завершения Гражданской войны Церковь пережила вторую волну гонений, ознаменовавшуюся вскрытием мощей, повальным закрытием домовых храмов и монастырей, инициированным советской властью «обновленческим» расколом, варварской массовой кампанией по «изъятию церковных ценностей», новыми многочисленными арестами и расправами со священнослужителями. Был арестован и подвергся судебному преследованию и Святейший Патриарх Тихон, и только внезапная кончина прекратила начатое против святителя новое судебное дело. Расстрелы митрополита Вениамина и представителей петроградского духовенства, расправа над верующими в Шуе, другие акции устрашения в стране были призваны запугать и нейтрализовать сопротивление верующих безбожной политике властей.
В последующие годы Советская власть пыталась ослабить Церковь через навязчивую атеистическую пропаганду и продолжавшуюся поддержку «обновленческого» раскола, через непрекращавшиеся аресты представителей духовенства, сохранивших верность канонической Патриаршей Церкви. Однако проект «альтернативной церкви» не получил поддержки верующих, многочисленные приходы возвращались в каноническую «тихоновскую» Церковь.
В конце 20-х годов режим начинает подготовку к новой массированной атаке на Церковь и верующих, совпавшей по времени с установлением единоличной диктатуры И.В. Сталина и началом индустриализации.
«Церковь – единственная легальная контрреволюционная сила», – так объясняют партийные вожди необходимость решительного «искоренения религии» в советском обществе. В 1929 г., в год «великого перелома», выходит печально известное Постановление ВЦИК и СНК СССР «О религиозных объединениях», до предела ограничившее права верующих и церковных организаций и действовавшее, вкупе с подзаконными актами и секретными инструкциями, вплоть до времени т.н. «перестройки». В 1930-х гг. возникает выражение «безбожная пятилетка». Активизируется деятельность «Союза воинствующих безбожников». Но вскоре богоборческая пропаганда отходит на второй план, уступая главное место массовым закрытиям приходов, уничтожениям храмов и соборов, кровавым и многочислен- ным репрессиям против священнослужителей и верующих.
На конец 1920-х – первую половину 1930-х гг. приходится начало кампании по массовому закрытию и «перепрофилированию» храмов в регионах страны, затем наступает новая волна гонений, время массовых репрессий. Был почти полностью уничтожен епископат Церкви, равно как и подавляющее большинство духовенства. Количество уцелевших после «большого террора» 1937–1938 гг. церквей даже в крупнейших городах СССР измерялось единицами.
К началу Великой Отечественной войны на территории Сибири действовала одна кладбищенская часовня в Новосибирске, все храмы, часовни и молитвенные дома Красноярского края были закрыты, вдовствует архиерейская кафедра. Открытое исповедание веры безапелляционно приравнивалось к «контрреволюционной пропаганде». Начиная с 1920-х гг., территория Красноярского края становится одним из главных в стране мест тюрем, лагерей и ссылок, в котором совершали свой мученический и исповеднический подвиг многие в будущем прославленные русские святые, известные и неизвестные нам подвижники благочестия из числа духовенства, церковнослужителей и мирян России.
Время Великой Отечественной войны становится временем начала перемен в отношениях государства и Церкви, некоторой легализации церковной жизни и повсеместного открытия немногочисленных православных храмов. Число открытых к 1948 г. в Красноярском крае и на территории нынешней Республики Хакасия храмов достигло двадцати, затем вновь стало уменьшаться в последние годы жизни И. Сталина и после начала хрущевских гонений на Церковь конца 1950-х – начала 1960-х гг.
Репрессии же против отдельных священнослужителей не прекращались до 1953 г., уступив затем место многочисленным ограничениям и запретам в церковной и строго ограниченной стенами храмов минимальной церковно-общественной жизни, идеологическому и финансово-хозяйственному давлению на действовавшие в 1960-х – 1980-х гг. в СССР приходы (в Красноярском благочинии Новосибирско-Барнаульской епархии их оставалось 11 и действовал 1 приписной молитвенный дом), массированной атеистической пропаганде, притеснениям верующих. В нашем регионе, как и во всей стране, имели в этот период случаи возбуждения против «служителей культа» уголовных дел и развязывания клеветнических кампаний в печати, различных социальных ограничений по отношению к верующим и членам их семей. Посещение храма и, тем более, принятие церковных таинств фиксировались специальными структурами и могли иметь негативные последствия для верующих и их семей.
Церковное возрождение на территории вскоре распавшегося СССР началось в 1988 г., в год 1000-летия Крещения Руси. Период «перестройки» положил начало новому этапу и в жизни Церкви, и в жизни российского общества, которое в двадцать первом веке невозможно представить себе вне христианских духовно-нравственных традиций, исконных для России, и вне благодарной памяти о мучениках и исповедниках Церкви Русской ушедшего в историю ХХ века.
Далее —
«Этапами веры»: к 100-летию новомученичества в Красноярском крае.