Когда я была маленькая, мама мне говорила: "Выйдешь замуж, всех друзей растеряешь". Мне это было слышать всегда неприятно, тем более, что я всегда была очень общительной и друзей-знакомых у меня было полно. Различий между понятиями "друг" и "знакомый" я не делала, потому что не видела и не понимала разницы. Каждый новый знакомый становился мне другом. Никогда у меня не было тайн от людей вокруг. Многие этим пользовались. Но понимание некоторых вещей приходит только с опытом. А опыт с возрастом.
Первые друзья у меня появились во втором классе. Меня перевели в школу поближе к дому, все мои одноклассники жили близко. Гуляли в одних и тех же скверах, ползали по одним и тем же крышам, бегали по одним и тем же дворам. Школьная нагрузка в то время (1985-1995гг) позволяла и хорошо учиться, и в музыкальную школу ходить (а позже Дворец Пионеров и Дом пионеров и школьников), и с друзьями общаться. Класс был дружный, общались все - и девочки, и мальчики.
Со временем у меня стало много общения с двумя девочками из класса - Викой и Линой. Именно их я сегодня считаю моими первыми настоящими друзьями. Мы были не разлей вода. Каждый день после школы играли в мячик, отбивая его от стены школы, прыгали на резиночке, играли в путанку и ещё много во что. Конечно, были времена, когда общаться мы не могли - это когда кто-то из нас болел или в летние каникулы. Мобильных телефонов не было, а стационарные были в общем коридоре наших коммунальных квартир - не наговоришься. А уж про связь с деревней, дачей или пионерским лагерем и вовсе говорить нечего. Только письма. Кстати, я очень скучаю по этим замечательным письмам, с любовью написанным собственноручно в перерыве между играми с новыми друзьями.
Время шло, мы взрослели, менялись интересы, но наша троица по-прежнему была неразлучна. Тогда нам казалось, что это навсегда. Однажды в седьмом классе Вика не пришла в школу. После уроков я ей позвонила и узнала, что она... прогуляла! Без причины. Просто так захотелось. Я была крайне удивлена её поступку. Но через пару дней Вика предложила мне прогулять вместе с ней. Подумав, я согласилась. Чуть позже к нам присоединилась и Лина. Не помню сколько времени мы прогуливали. Может, полторы-две недели. Всё это время мы общались, ходили в кино на "Полосатый рейс", играли и совершенно не задумывались о последствиях наших прогулов. Удивительно, но наши родители не знали чем мы занимаемся. Им из школы почему-то не звонили.
Не знаю сколько это продолжалось бы, но однажды у меня заболела нога и я пошла в поликлинику. Это сейчас ребёнок до пятнадцати лет не может самостоятельно пойти к врачу, а раньше на это как-то проще смотрели. Врач не смогла поставить мне диагноз и направила в больницу на обследование. Тут уж без родителей никак. Если честно, я радовалась подобному развитию событий, потому что понимала, что с прогулами пора заканчивать. Единственное, что я даже предположить не могла, что в тот день я впоследний раз видела Лину, а с Викой мне родители запретят общаться. Пока я была в больнице, родители узнали о наших прогулах и Лину отправили на Украину к бабушке, мои родители приняли решение "пожить отдельно" (через год они развелись) и разделить детей, а также мы переехали. Район не поменяли, но переезд был для меня официальным поводом перевести меня в другую школу. Так я впервые потеряла друзей. И научилась делать различия между друзьями и одноклассниками.
В новой школе у меня была только одна подруга. Мы вместе общались и делали уроки. Звали её Настя. Она была отличница, мы с ней соревновались по успеваемости. Родители были довольны. С Настей я не стану прогуливать, курить или заниматься ещё какими-то глупостями. В одиннадцатом классе у меня появилась ещё одна подруга, дочь папиной однокурсницы.
Дружба с Настей закончилась в 21 год, когда я переехала из центра города на окраину. Я сама сделала выбор переехать из коммуналки с "цербером" в виде старушки-соседки, которая взялась "блюсти мою нравственность" в однокомнатную квартиру в отдалённом на тот момент районе города, но рядом с метро. По сравнению с Невским проспектом, где я жила всю свою жизнь, это место было откровенной дырой - ни ночных клубов, ни магазинов, ни нормального освещения ночью - этот район был абсолютно не развит. Настя мне сразу сказала, что ездить ко мне в гости она не будет. Постепенно наше общение сошло на нет.
А вот с Лизой, дочкой папиной однокурсницей, наша доужба продлилась более десяти лет. Инициаторами общения мы были вдвоём. Интересно как мы вообще познакомились. Ведь Лиза жила на другом конце города. Я хорошо с детства знала её маму, она бывала у нас в гостях, а вот о том, что у "Бабы Яги" есть дети, я даже и не знала.
А дело было так. В шестнадцать лет я очень серьёзно заболела. Это был одиннадцатый класс. После операции я восстанавливалась очень тяжело, о возвращении в школу не было и речи, так как у меня не было сил, школу я заканчивала заочно. Общение с внешним миром, в том числе и с мамой , братом и сестрой, прекратилось полностью. Только Настя временами звонила поболтать. А однажды к нам домой пришла девочка Лиза. Она была старше меня на год. Удивительно, но эта незнакомая девочка пришла поддержать меня, потому что её мама сказала ей, что дочка дяди Юры больна, тяжело восстанавливается после операции и не выходит из дома. С Лизой мы очень быстро нашли общий язык. Мы делились всем. Ходили по ночным клубам , вместе праздновали Новый год у них дома, я была у неё свидетелем на свадьбе, поддерживала её после развода... В общем, были всегда рядом, несмотря на то, что жили в разных концах города. Я очень дорожила этой дружбой. Личная жизнь у меня не складывалась, неприятный диагноз отталкивал от меня мужчин. В двадцать девять лет я решилась на ЭКО, в тридцать родила дочку Машу. Да, вот так, в одиночку. Вот с этого момента наше общение с подругой пошло на убыль. С ребёнком становишься менее мобильным. Хотя я с Машенькой довольно часто ездила в гости к родственникам, ко мне внезапно и Лиза и родственники просто перестали приезжать. Хочешь пообщаться - приезжай в гости. С коляской. На общественном транспорте.
Конечно, для меня не было проблемой в физическом плане ездить с ребёнком по городу. Только вот пособие было крохотным, а с полутора лет Машеньки, и вовсе оно составляло 50 рублей в месяц. Может быть, вы, мои читатели, помните этот издевательский Ельциновский закон о детском пособии в 50 рублей на ребёнка, которое выплачивалось с полутора до трёх лет. Выйти на работу не было никакой возможности, из-за отсутствия мест в детском саду, а когда место дали, Маша сразу же начала очень много болеть. Так что проблема у меня заключалась не в физической возможности перемещаться по городу, а в полне себе материальной. Так общение с моей последней подругой сменилось от реального к редким звонкам, а со временем оно полностью прекратилось.
Мама в детстве мне говорила: "Выйдешь замуж, всех подруг растеряешь." Замуж я так и не вышла, а подруг растеряла. Спустя продолжительное время после прекращения общения, я с теперь уже бывшими друзьями - Викой, Настей и Лизой - пыталась общаться, но наши пути слишком сильно разошлись - постоянного общения и прежней дружбы не вернуть.