Агрессоры везде. Они повсюду. Они распространились по всем структурам и слоям общества, и нет ни одного места или общественного института, где агрессоров бы не было. Агрессоры приблизились к нам вплотную, они настолько близко, что «иногда они – это мы».
Не проходит и дня, когда бы нас кто-нибудь не обманул бы, не потратил зря наше время от скуки, глупости или некомпетентности, не злоупотребил бы своим служебным положением, чтобы нас помучить, не попытался втянуть нас в треугольник Карпмана или внушить нам чрезмерное чувство вины, не старался бы несправедливо нас обвинить в чем-то или отнять у нас что-то очень дорогое. На расстоянии часто буквально вытянутой руки от нас люди подвергаются моральным и физическим издевательствам, пыткам, люди страдают и умирают только потому, что кому-то так захотелось и кто-то это может.
Это все правда, и это правда жизни.
Но это – не норма.
И вот это важно очень хорошо понимать. Тот факт, что нас постоянно и повсеместно подвергают какому-либо насилию, применяют к нам какую-либо агрессию, не делает эту агрессию и это насилие нормой. Тот факт, что эта агрессия институционализирована и агрессорами являются люди, которые по самому долгу службы обязаны с агрессией бороться и защищать людей от нее, не делают агрессию нормой. И тот факт, что даже очень юные люди сегодня умеют виртуозно лгать, манипулировать и использовать других людей в своих интересах, тоже все это нормой не делает.
Зло не может быть нормой ни при каких обстоятельствах, и совершенно ничто не может его оправдывать. Даже если это зло проникло во все сферы общества, и само это общество функционирует во многом благодаря именно злу, это никак не является автоматической индульгенцией на существование зла. Потому что в этом мире можно прекрасно жить без всякого зла. Да, это сложно и требует приложения определенных усилий. Но это вполне возможно и, что важнее, это и есть нормально.
Чем больше зла в этом мире, тем больше оно стремится в нем закрепится и удержаться. Для этого оно старается всеми правдами и чаще неправдами изгнать добро, уничтожить его, извратить и оболгать. И зло будет делать это всегда, потому что иначе оно просто не сможет долго в этом мире удерживаться. Но от этого добро не перестает быть добром, а зло злом, суть вещей от этого не меняется. Наоборот – чем более жестоким, лицемерным и коварным становится зло, тем больше оно проявляет свою подлинную сущность и тем проще становится его разоблачать и с ним бороться.