Найти тему
История с Егором

Александр I, умер или ушёл?

Оглавление

За свою не слишком долгую жизнь Александр Павлович Романов успел сделать многое: стать медиатором между бабушкой Екатериной Второй и отцом Павлом, поучаствовать, хоть и косвенно, в убийстве своего отца, победить Наполеона и торжественно первым въехать в Париж, стать опытным и ревностным мистиком. Но самое главное, за свою жизнь Александр успел смертельно устать. К 1825 году военные парады и управление государством лишь навивают тоску, его уже не беспокоят тайные общества будущих декабристов, формирующиеся у него на глазах, не вызывает отклика и страшное наводнение Петербурга. И тогда император решает прибегнуть к тому "лекарству", которое он использовал всю свою жизнь для борьбы с тоской, он уезжает в путешествие по России. Это путешествие станет последним в его жизни, в Таганроге Александру становится плохо, и через две недели он умирает. Или же не умирает? Сразу после первого декабря 1825 года по всей стране начали распространятся слухи, что царь не умер, а ушёл странствовать, добровольно отрёкся от престола. Где же правда? Давайте разбираться!

Всю жизнь свою провёл в дороге, простыл и умер в Таганроге

Смерть Александра I в Таганроге
Смерть Александра I в Таганроге

В Таганроге царственная чета остановилась 13 сентября 1825 года в доме, где уже неоднократно бывала раньше. По сей день мемориальная доска на нем гласит, что император останавливался в этом доме в 1818–1825 годах. Физически царь был здоров, а официальный повод выехать из северной столицы – чахотка, болезнь супруги Елизаветы Алексеевны, которой врачи прописали провести осень и зиму в мягком южном климате. 27 октября император сильно простудился. Так начинается история болезни. Хотя исторических документов, свидетельствующих об обстоятельствах болезни и смерти Александра I, осталось немного. Объективные данные, сделанные профессионалом лейб–медиком Я.В. Виллие.

Ночью 8 ноября у императора повысилась температура, от лекарств он отказался. На следующий день Я.В. Виллие измерил пульс, посмотрел язык и диагностировал лихорадку, которая подразумевала с десяток серьезных заболеваний. Больной принял восемь слабительных пилюль, после которых почувствовал некоторое облегчение. Несколько дней самостоятельно боролся за свою жизнь, отказывался от всех лекарств. Постоянно держалась температура и появилась гнилостная отрыжка. Уже 13 ноября у Александра появилась резкая сонливость и заторможенность, но когда попытался встать он потерял сознание. Постоянно держалась температура, для ее снижения, после долгих уговоров поставили 35 пиявок за уши. Эта процедура облегчения не принесла. В четверг 19 ноября, а по новому календарю, 1 декабря, 1825 года началась агония, к дыханию примешивались стоны, свидетельствующие о страданиях умирающего. В 10 часов 49 минут императора не стало. Причина смерти - кровоизлияние в мозг, инсульт. Вскрытие производилось практикующими врачами, а не патологоанатомами (прозекторами), из-за чего было допущено очень много неточностей: использовались подручные средства для хранения органов - сахарница и другие предметы столового серебра, сам протокол вскрытия нес следы спешки и небрежности.

До сих пор неизвестна причина долгого промедления с погребением царя. Гроб с его телом был отправлен в Петербург только в марте 1826 года. По пути траурную процессию встречали толпы народа, но никто не видел тела царя. По официальной версии, гроб был закрыт, так как бальзамирование тела удалось плохо. Он был вскрыт только однажды – чтобы с умершим могли проститься члены императорской фамилии.

Едва гроб опустили в землю, как народ стал шептаться о подмене, не увидев своего государя. У подобных подозрений, помимо закрытого гроба, затянутой погребальной церемонии и подозрительной смерти вдали от дома, были кое-какие основания. В последний отрезок жизни Александр I все более увлекался религией в ущерб реальному управлению государством. Поэтому некоторые предположения сводились к тому, что государь терзался угрызениями совести, решив инсценировать свою смерть.

Фёдор Кузьмич или старец-император

Посмертный портрет Фёдора Кузьмича, написанный в Томске по заказу купца С. Хромова.
Посмертный портрет Фёдора Кузьмича, написанный в Томске по заказу купца С. Хромова.

Четвёртого сентября 1836 года в Пермской губернии был задержан старый человек по подозрению в бродяжничестве. Задержанный назвался шестидесятилетним Фёдором Козьмичем Козьминым, о своём происхождении он ни сказал не слова, сохранилось лишь описание внешности старца в архивах Томской экспедиции: "рост 2 аршина и 6 с 3/4 вершков, глаза серые, волосы на голове и в бороде светло-русые с проседью, кругловатый подбородок, на спине — следы от побоев кнутом". Было решено сослать его в Сибирь, в Томскую губернию. Фёдор селится в Мариинском уезде и оттуда начинает своё странствие.

В этот период своей жизни Фёдор Кузьмич обретает известность благодаря своей деятельности, он стал ездить по окрестным селам, учить детей и беседовать со всеми желающими о вере и Священном Писании. Плату за свои труды он брал только едой, наотрез отказываясь от денег. Так он постепенно приобрел себе в глазах местного населения репутацию божьего человека, у которого спросить благословения и попросить совета не грех.

Именно в этот период старца начинают ассоциировать с умершим десять лет назад Александром. Первым о сходстве Фёдора Кузьмича с бывшим императором высказывается казак Березин, ранее служивший в составе Его Императорского Величества Конвоя. Сложение, рост (Александр был 1.78, а старец 1.72, с поправкой на возраст выходило вполне логично), цвет глаз, привычка держать полусогнутую руку на груди - всем Фёдор Кузьмич напоминал почившего императора.

Придя в себя, Березин рассказал о своих подозрениях всей станице Белореченской. Вторым старца узнал священник отец Иоанн Александровский, сосланный в Сибирь из Петербурга и неоднократно видевший там императора. Когда количество слухов и чудесных опознаний перевалило за некую критическую черту, Федор Кузьмич покинул Сидорова и уехал из Белореченской навсегда.

Несколько лет спустя он обосновался в селе Краснореченском, где ему построил келью местный крестьянин Иван Латышев. Туда же к нему порой наезжали престранные гости, к примеру, епископ Иркутский Афанасий, с которым "неграмотный" старец вел беседы на французском языке.

Келья старца Феодора Кузьмича в усадьбе купца С. Ф. Хромова на Монастырской улице.
Келья старца Феодора Кузьмича в усадьбе купца С. Ф. Хромова на Монастырской улице.

Конец жизни Фёдор Кузьмич встретит в Томске, где для него будет оборудован флигель дома купца Хромова. 20 января 1864 года он умирает, так и не дав внятных ответов, был ли он в прошлом императором России. С его смертью загадок становится только больше.

Фёдор Кузьмич на смертном одре
Фёдор Кузьмич на смертном одре

Загадки после смерти

Первая из крупных загадок, оставшихся после смерти старца, это записка, найденная в вещах Фёдора Кузьмича купцом Хромовым. Вот её содержание.

Фотокопия записки, сделанная в 1909 году
Фотокопия записки, сделанная в 1909 году

Записка эта может служить как подтверждением, так и опровержением легенды об императорском происхождении старца.

Исследователь легенды о старце конца XIX века В. В. Барятинский предлагал следующий вариант расшифровки текстов записок:

  • Лицевая сторона первой записки: «Видишь ли, на какое молчание вас обрекло ваше счастье и ваше слово»;
  • Оборотная сторона первой записки: «Но когда Александры молчат, Павлы не возвещают» (в значении — когда Александр хранит молчание, то его не терзают угрызения совести относительно Павла);
  • Лицевая сторона второй записки: «Я скрываю тебя, Александр, как страус, прячущий свою голову под крыло»;
  • Оборотная сторона второй записки: «1837 г. МАР 26» (дата прибытия старца к месту ссылки), «в. вол» (Б(В)оготольская волость — место ссылки), «43 Пар» (сорок третья партия ссыльных)

Казалось бы, вот прямое доказательство императорского происхождения Фёдора Кузьмича, но есть одна существенная проблема с данной запиской, оригинал так никогда и не был найден, все исследования основываются лишь на фотокопиях 1909 года, что может свидетельствовать о подделке и газетной мистификации, подозрительно напоминающий ситуацию с "Велесовой книгой".

О тождестве почерков императора и Фёдора Кузьмича ещё в начале XX века писал известный юрист Анатолий Кони. В 2015 году о сходстве почерков заявила также президент Русского графологического общества Светлана Семёнова. Так или иначе, принадлежность записок руке императора сама по себе не означает, что старец и царь — одно и то же лицо (нет свидетельств о том, что Феодор Томский их написал собственноручно, а не, например, просто хранил). Подозрительно также, что "открытие" было сделано в рамках программы развития туризма в томском регионе, что "эксперт-графолог" Светлана Семенова никаких опубликованных работ и иных заслуг в данной области не имеет.

Вторая загадка - это захоронение Фёдора Кузьмича и дальнейшая судьба тела старца. Сначала о его захоронении. В 1903 году местными почитателями легенды было подано прошение о строительстве часовни на месте предполагаемого погребения старца. Когда начали копать яму под фундамент, то был обнаружен запечатанный каменный склеп, внутри которого лежал гроб с нетленным телом.

Часовня начала 20 века
Часовня начала 20 века

С приходом большевиков к власти, захоронение уничтожается и в 1936 году на месте этой часовни была устроена выгребная яма. В 1984 году, когда Федор Кузьмич был уже официально канонизирован, местные семинаристы под руководством археолога Людмилы Чиндиной провели там раскопки и обнаружили гроб без крышки, в котором лежал почти полный скелет без черепа. Именно эта находка в настоящий момент и считается мощами Федора Кузьмича, кому в действительности принадлежат останки – неизвестно.

Эта история противоречит легенде, связанной непосредственно с телом Фёдора Кузьмича. Егор Лаврентьев, служивший при соборе Петропавловской крепости описал следующее.

Однажды ночью в 1864 году его вместе с тремя остальными приписанными к собору солдатами подняли по тревоге и приказали построиться у ворот крепости. Там они увидели Александра II в парадной форме в сопровождении министра двора графа Адлерберга. Спустя некоторое время к собору подъехал траурный катафалк, с которого сняли гроб. В нем лежал длиннобородый старец в простой одежде. Гроб торжественно внесли в Петропавловский собор, вскрыли могилу Александра I – она, разумеется, оказалась пустой – и с почетом опустили туда тело старца. Граф Адлерберг обещал щедро наградить солдат, но потребовал, чтобы все случившееся оставалось в тайне.
Проблема данной легенды лишь в одном, могила Александра никогда не вскрывалась, даже при советской власти. Люди, осматривавшие могилу императора в наше время, два кандидата исторических наук, Логунова и Чернявский, в один голос утверждают, что версия о подмене останков царя - домыслы. Легенда о том, что большевики вскрывали могилу в поисках сокровищ — тоже не имеет под собой оснований. Это были не такие глупые люди. Во-первых, они должны были знать, что класть в могилу драгоценности — это противоречит православной традиции. А во-вторых, есть документы, в которых детально описано всё содержание могилы, и советская власть имела к ним доступ.

Вывод

Установить истину могла бы сравнительная генетическая экспертиза останков. Несмотря на все загадочные происшествия с гробницей Александра I, в усыпальнице Романовых можно набрать достаточно материала для исследований – рядом лежат и Мария Федоровна и Николай. Проблема лишь в том, что мы не можем с точностью сказать, что в 1984 году из бывшей выгребной ямы извлекли именно Федора Кузьмича, а не кого-то другого, похороненного в том же месте.

Существует версия, способная отчасти объяснить логические несостыковки в жизни Фёдора Кузьмича. Кто-то из духовных наставников Александра Первого, скорее всего Филарет Киевский, вполне мог после смерти императора отправить кого-то, обратившегося к нему за исповедью, пожизненно искупать царские грехи. При этом, видимо, ему был дан строжайший наказ – косвенно намекать окружающим на то, что он и есть Александр, но никогда при этом не открываться. Есть даже возможный претендент, Фёдор Уваров, пропавший без вести в 1827 году. Но без генетической экспертизы всё это лишь догадки.