Найти тему
Сергей Чумаков

Паровые двигатели: история и современность

Девятнадцатый век часто называют веком стали и пара. И это не преувеличение, ведь в этом столетии по всей Земле получили распространение паровые двигатели. Благодаря их работе развивалась железнодорожная сеть, промышленность получила надёжный источник энергии, что в свою очередь подстегнуло научный и технический прогресс. Так было до тех пор, пока в обиход не вошли двигатели внутреннего сгорания, которые постепенно вытеснили громоздких конкурентов. Но эпоха паровых агрегатов до сих пор не закончилась, а её история хранит много интересных фактов.

В основе работы любого теплового двигателя, потребляет ли он бензин или воду, лежит принцип перехода тепла в механическую работу. Энергия расширяющихся горячих газов передаётся деталям механизма, которые начинают движение. Физики описывают подобный процесс более кратко: работа совершается благодаря переходу одного вида энергии в другой. В бензиновых двигателях этот процесс протекает непосредственно при сгорании топлива, а в паровых — благодаря нагреванию и последующему испарению воды.

Паровые механизмы прошлого
Паровые механизмы прошлого

Паровые двигатели появились ещё в 17-м веке, хотя есть основания полагать, что принцип действия таких устройств известен ещё со времён Древней Греции или даже Египта. Возможно, именно тогда были созданы первые работающие образцы, но применения им не нашлось и открытие кануло в лету. Спустя тысячи лет, на рубеже 19 столетия, машины, в которых использовалась энергия пара, применялись для выкачивания воды из шахт или колодцев. Затем конструкцию усовершенствовали и паровым машинам нашлось место в транспортной отрасли — так появились паровозы.

-3

Тут-то паровые устройства и продемонстрировали все плюсы и минусы. Их универсальность очевидна: для работы двигателям необходима чистая вода и почти любое топливо. Никто не мешает создать конструкцию, где жидкость бы подогревалась горящими опилками, бумагой, навозом или даже благодаря ядерной реакции. Но расход воды и безопасность были главными недостатками. Паровые котлы часто взрывались - таки инциденты приводили к серьёзным травмам и разрушениям. Эти негативные факты и определили дальнейшее развитие технологий.

Паровой грузовик, используемый в наши дни (Geni, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons)
Паровой грузовик, используемый в наши дни (Geni, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons)

Несмотря на некоторые риски, к началу ХХ века паровые двигатели оставались популярными в транспортной индустрии. Первые рекорды скорости установлены именно паровыми автомобилями: в 1906 году — опытный образец марки Stanley разогнался до 205 км/час. Грузовики на пару производились вплоть до 1960 года, многие из них до сих пор в отличном состоянии и подходят для перевозок. Энтузиасты не только реставрируют старые экземпляры такой техники, но и создают новые.

Однако современные агрегаты на бензине, мазуте и газе оказались более безопасными и менее громоздкими, чем паровые. Так что последние применяют сегодня в тяжёлой промышленности и энергетике, например ядерной. В атомных реакторах выделяется тепло, которое нагревает воду. Затем испарившаяся жидкость вращает турбины, которые являются приводом электрических генераторов. Вот такой виток технологической эволюции проделали паровые механизмы — от примитивных насосов до узлов АЭС.

Если публикация вам понравилась, то не забудьте подписаться на мой канал в дзене

Авто
5,66 млн интересуются