Итак, природа милостива по отношению к России: где-то происходят невиданные наводнения, где-то — экстремальные засухи, а на наших полях пшеница густо колосится.
В этом году наши аграрии могут собрать 130 млн тонн зерна. Или 135. Или даже 140 — прогнозы пока несколько разнятся. Это очень внушительная цифра. Рекорд, напомним, был год назад: 157 миллион тонн! Кстати, о гречке, овсу, сое, рапсу цифры год назад были также отличные, да и в этом ожидаются неплохими в массе своей.
Но все ли так хорошо?
Классики марксизма-ленинизма учили нас на все смотреть диалектически. Что ж, давайте попробуем...
...И стоит только начать, как мы сразу увидим целый ворох проблем.
Осветим лишь некоторые из них, а именно те, что касаются ущерба окружающей среде.
Ни для кого не секрет, что фермеры нередко применяют самые разные препараты с целью уничтожения разных вредителей. В первую очередь аграриев беспокоят всякие микроорганизмы, насекомые, мелкие грызуны, но на самом деле гибнут все подряд. Вот печальная статистика по главной российской житнице — Краснодарскому краю.
- 56 зайцев;
- 115 фазанов;
- почти 1000 вяхирей...
У соседей в Ставрополье дела не лучше:
- 1 лисица
- 4 кабана;
- 66 зайцев;
- 1000 журавлей...
И на Дону дела тоже скверно:
- 2 лисицы
- 100 с лишним зайцев;
- 170 уток;
- 2 фазана...
Причем это статистика не по всей Ростовской области, а лишь по отдельным районам. И лишь за последние 10 месяцев.
И это только те, кого нашли. Сколько на самом деле сдохло птиц и млекопитающих, в том числе занесенных в Красную книгу, можно лишь догадываться.
Вы спросите: а как связаны зайцы и фермеры? Ответ очень прост: все дело в ядовитых препаратах: пестицидах, инсектицидах, гербицидах.... Например, родентицид позиционируется как средство против грызунов, при этом производители и дистрибьюторы любят указывать, что он вполне безопасен для человека. (Интересно, что это за безопасное средство такое, что кабаны от него мрут?!)
В погоне за прибылью капиталисты всегда готовы пойти на что угодно, и современные российские агропроизводители не исключение. Им не дела до состояния окружающей среды — им лишь бы элеваторы забить да потом за валюту на экспорт зерно отправить. А до лис, журавлей или каких-нибудь дроф им дела нет. И государству тоже нет, ведь несмотря на многочисленные сообщения экологов и природоохранных инстанций ни одного уголовного дела пока не возбудили.
А вот еще пример.
Хорошо известно, что в южных регионах России леса и даже небольшие рощи — редкость. А ведь леса — это всегда благо: это место обитанияя разных животных, это место сбора ягод, это смягчение климата и накопление влаги, это защита от эрозии, это препятствие для пыльных бурь. Первые лесозащитные полосы в наших степях стали сажать еще при царях. В 1910-1920-е на фоне войн и революции значительная их часть пришла в упадок, годы Великой Отечественной войны природным ландшафтам и рукотворным насаждениям на пользу также не пошли. Поэтому с конца 1940-х в СССР стали реализовать обширную программу лесопосадок (сегодня известную как "Сталинский план преобразования природы", хотя, конечно, лесополосы сажали и при Хрущеве и при Брежневе и даже в годы "перестройки").
Что ж, дело хорошее, правильное, нужное.
Но вот вопрос: а как чувствуют себя эти насаждения сегодня? Ответ звучит так: в массе своей они чувствуют себя скверно.
Самое поразительное, что точных оценок деградации нет в принципе — ни у чиновников, ни у агробизнесменов, ни у ученых. Кто-то говорит о 60%, кто-то — о 70%, кто-то — аж о 80-85%!
Мы попробовали на досуге собрать отдельные разрозненные исследования по этому вопросу: материалы экспедиций, полевых работ, докладов, данных спутникового зондирования... Картинка получилась следующая:
- в Краснодарском крае степень деградации лесозащитных полос составляет от 22 до 90% в зависимости от места;
- в Адыгее — в среднем 50%;
- в Ростовской области — от 30 до 60%;
- в Ставропольском крае — от 35% до 90%;
- в Волгоградской области — в среднем 70%;
- в Воронежской области — не меньше 35%;
- в Саратовской области — не менее 30%;
- в Оренбургской области — не менее 40%;
- в Пензенской области — от 15 до 50%;
- в Липецкой области — 15%.
Не лучше дела и в Сибири: на Алтае деградировало 56% лесополос.
А самый кошмар, конечно, в Республике Крым — там 80% (или даже 90%) насаждений оставались без ухода или вовсе вырубались в годы существования в составе независимой Укpaины.
И вот казалось бы: ну в чем тут проблема? Что мешает взять и посадить новые полосы или начать ухаживать за старыми полосами? Ведь польза от полос очевидна: урожайность гарантировано повышается на 10-30% в зависимости от конкретного места и выбора сельскохозяйственной культуры. А иногда эффект может быть еще больше: 40%, даже 50%... Леса и лесные полосы не только формируют благоприятный микроклимат, защищают от ветров и накапливают влагу в земле, но и препятствуют распространению болезней растений или, например, позволяют размножаться птицам, уничтожающим вредных насекомых. Кто, как не современный аграрий-капиталист, может быть заинтересован в уходе за такими насаждениями?
Но проблема, однако, в этом, лесопосадки — это мероприятия не очень дешевое, а главное — нужно долго ждать, пока на месте пришедшей в упадок полосы вырастут новые 10-, 15-, 20-метровые деревья. Современный капиталист ждать не любит, долгосрочные инвестиции — это не для него. Ему нужно здесь и сейчас.
Ну а тот факт, что многие лесопитомники в 1990-2000-е "приказали долго жить", специалисты разбежались, а лесопосадочная техника в России не производится в принципе (приходится везти из Италии) лишь ухудшает дело.
Стоит ли удивляться, что из-за эрозии в России каждый год выбывают сотни тысяч(!) гектаров земли?..
А вот еще одна важная проблема: цветение водоемов. Надо понимать, что возникает оно не просто так: у любого цветения всегда есть причина. И нередко главной причиной является избыточное внесение удобрение и полное отсутствие контроля за стоком "химической" воды с сельскохозяйственных угодий.
Очистка сточных вод — дело не слишком трудное: делаешь каналы, ставишь станцию, собираешь и очищаешь. Но капиталисту это вообще не нужно. Подумаешь, где-то там рыба пузом кверху всплыла или кто-то там чай с нитратами пьет! Эка невидаль. Повезло тем прудам, которые стоят недалеко от атомных электростанций: там Росатом за состоянием воды следит. Повезло и тем озерам и речкам, что примыкают к губернаторским дачам и министерским пансионатам. Но вот всем остальным совсем не повезло... И даже великая и могучая Волга "цветет" каждый год, и никакие федеральные проекты побороть это не могут...
Но зато у нас рекордные урожаи, да.