И вот в третьей главе второй части под названием Паноптизм Фуко подошел к окончательному этапу процесса, который можно назвать рождением тюрьмы.
В идеи тюрьмы философ видит сочетание практик отчуждения, сравнивая два типа отделения:
1) индивидуальный при изоляции во время чумы;
2) дуалистический при отделении прокаженных от города со здоровыми людьми – тюрьма проводит границу нормальности и работает с каждым человеком с помощью объективации.
Паноптикон - архитектурное воплощение постоянного контроля, придуманное английским реформатором и философом Джереми Бентаном в виде башни в центре круглого здания, из которой можно наблюдать за всеми людьми в помещениях и делать это всегда.
Внедрение паноптикона можно увидеть в замене хода цепочных каторжников на тюремные фургоны (паноптиконы на колесах) в 1837 г., и нужно учитывать, что это произошло после бунтов и проблем с цепочными хождениями заключенных.
Фуко иронично замечает переход от античного желания зрелищ к постоянному зрелищу контроля, выраженному в паноптиконе.
И здесь отчетливо выражается феномен, который Фуко назвал «эпистемологическое раскрытие общества властью», и проецируется он на всех уровня: больница, школа, фабрика, армия, тюрьма и наконец все общество. Это «раскрытие» имеет свою генеалогию: от техник дознания инквизиторов к эмпиризму Бэкона, который кристаллизуется в инструмент надзора.
И наконец, когда власть стала определять истину тюрьма ступает на историческую арену.
Однако сразу же мы видим, что тут же и появляется новая ветвь власти - тюремная, которая не связана с судебной напрямую.
Фуко выделяет, так называемые, права тюрьмы:
- оценка поведения;
- подготовка к возвращению в общество;
- испытание;
- исправление;
- изоляция;
- иерархия;
- включения в труд (здесь он видит проявление экономии власти, т.к. в некоторых тюрьмах был разрешен труд заключенных).
Все эти права тюрьмы есть дополнительные функции, которые и составляют пенитенциарную систему.
В этой системе есть свои максимы:
1) классификация;
2) модуляция наказания;
3) исправления;
4) работа как обязанность и право;
5) пенитенциарное воспитание;
6) техническое обеспечение заключенного;
7) вспомогательные институты.
Более того здесь формируется свой дискурс с помощью психиатрии и в большей части криминологии (активное развитие этой дисциплины в середине XIX в).
Фуко считает, что правонарушитель в тюрьме и после нее становится делинквентом – другим субъектом, специально отчужденным от общества.
И в этом, по его мнению, виновата специально созданная таким образом карцерная система (карцерный архипелаг), который с любыми реформами только продуцирует элементы сверхвласти, выраженные в дисциплине и вспомогательных знаниях, формирующие дискурс делинквентов, становящийся элементом контроля над обществом.
В итоге законы - только видимость контроля и управления общественной жизни, тюрьма формирует негативные образы и выпускает в общество их материальное воплощение бывших заключенных, которые иллюстрирую «силу закона», но в реальности являются проявлением власти с помощью пенитенциарной системы.
В противовес власти с ее дискурсом «негативных» делинквентов, выраженном в романах и газетных сводках, во Франции выступают социалисты среди, которых последователи Шарля Фурье, видевшие в преступлениях проявление борьбы низших классов с высшими, или анархисты с призывами всеобщего единства, говорящие о вреде цивилизации с ее дисциплиной.
Однако тюрьма существует и в современном обществе, все время дополняясь «новыми» реформами, которые с самого начала направлены на единственную цель производство делинквентов и с помощью этого контроль над обществом.
Мишель Фуко ведет отсчет окончательного «рождения» тюремной системы с 1840 с открытия детской колонии в Меттрэ, которая полностью отразила все принципы и максимы, описанные выше.