У Стивена Кинга хватает страшных и ужасных персонажей, от которых не спрятаться и не убежать. Кто знаком с его творчеством, могут это подтвердить. Но среди них есть персонаж — дом, отель, который просто живет своей жизнью, словно застыл в другом измерении или времени, и его призраки сильнее существ, похожих на вампиров, но только пьющих не кровь, а саму человеческую энергию, жизнь. Эта книга — «Сияние».
Почему «Сияние»? Потому, что герой-алкоголик — это как-то очень обыденно, и кто страдал от алкоголизма или от алкоголиков, знают, что это страсть и на что способны люди, больные, одержимые ею. Да, в книге есть призраки, но они искушают главного героя именно через его низменные желания и инстинкты — делать то, что хочется, не нести никакой ответственности, жить в свое удовольствие, не обращая внимания на семью, обязанности перед социумом, не быть как все, ничем не мучаться, ни с чем не бороться и быть принятым в высшее общество людей, застрявших в мире, где они заняты исключительно собой.
В «Сияние» зло не преследует главного героя, он сам его находит и остается с ним наедине, так как оно становится ему более родным и любимым, чем самые его родные и любимые люди — жена и сын. У него не просто творческий кризис, у него незаживающая душевная рана, причинённая ещё его отцом, и он так её и не вылечил, потому что также, как и обитатели «Оверлука», застрял в прошлом. Только они его переживают при воспроизведении этого прошлого в параллельной микровселенной, которой стал их дорогой отель, он же, как будто умер в прошлом, поэтому будущее и настоящее его так не интересуют, как прошлое, хотя он и делал попытки стать лучше и добиться успеха в литературном творчестве, но потерпев неудачу, он не захотел сделать ещё и ещё одну попытку. Конечно, поездка и вахта смотрителя в отель с дурной славой тоже есть такая попытка, но это уже несло в себе желание замкнуться в себе, не имея сил и желания разобраться со своей душевной болью. Что очень поучительно, потому что многие так поступают — убегают в себя, надеясь тем самым убежать от всего внешнего, не понимая, что тем самым они ещё больше обостряют свои внутренние проблемы и противоречия, не будучи подготовленными прежним образом мыслей и жизни их разрешить или хотя бы на равных с ними бороться.
Скатывание в бездну в уверенности, что ты всё делаешь правильно — хорошо показано Кингом на страницах романа, хотя голос разума и возникает в голове главного героя, но он к нему не прислушивается, возлагая всю ответственность на своего отца, на бывшего работодателя, жену, ребенка и вообще на всё устройство мира, при котором ему ничего другого не остается, как остаться в «Оверлуке» навсегда, чему он рад, хотя любовь к родным у него до конца не пропадает и даже проявляется, когда призраки им почти овладели. Что и удивительно. Поэтому его и нельзя назвать стопроцентным злодеем, который точно знал, что хотел получить от этой жизни.
Будучи слабовольным с детства, под воздействием деспотичного отца, преодолевая слабоволие на некоторых этапах своей жизни, но не победив его, а поддавшись ему под давлением призраков, слабоволие сделало из него того, кого он ненавидел больше всего на свете — своего отца, по части неконтролируемого гнева и бескрайней агрессии. Ненавистное становится частью тебя, если не принять его как само собой разумеющееся и нужное лично тебе, не пропустить через себя наружу в виде разрешения быть плохим кому бы то ни было, даже самому любимому человеку на свете.
«Сияние», имея многие типичные черты романа ужасов, тем не менее не может полностью им быть. Это не типичный роман ужасов, но тем он и прекрасен. Разве нет?