Екатерина Великая правила с 1762 года по 1796 год. За это время дворянское сословие испытало процесс личностного становления. Одной из сфер социальной благотворительности Екатерина признала область просвещения. Государственная стратегия по регулированию социальной благотворительности включала объединение не только частных средств, но и ее инициатив. Результатом общей деятельности государства и общественности страны выходит создание Воспитательных домов и Смольного института благородных девиц – первого системного дамского учебного заведения в России. При этом органом управления выступал Опекунский совет, который состоял из государственных чиновников, таких как генерал-поручик И. Бецкой, граф П. Панин, секретарь императрицы С.А. Козин.
Руководство страны поощряло помощь общественности в новом деле. Так был учрежден Местный совет (благотворительная организация дворянских женщин), который отвечал за содержание курсов, внутреннюю организацию жизни учебного заведения, решения хозяйственных вопросов.
Под конец XVIII в. руководить сферу благотворительности взяла на себя императрица Мария Федоровна. В 1796 году создана канцелярия ее имени. Исследование деятельности канцелярии за период 1796– 1828 годов. выявило повышение численности женских учебных заведений до 10 институтов и училищ, позволяющих ученицам получить образование с учетом сословной принадлежности. Плюсом к этому была сформирована четкая финансовая система, благодаря которой женские учреждения получали средства и льготы со стороны государства.
В период властвования Николая I инициатива вопроса женского просвещения стала проявляться со стороны общества. Это свидетельствует об изменении социума, который, как любой сложный самонастраивающийся механизм, начал приобретать определенные формы, которые полностью отвечали его внутренним потребностям.
В 1828 году открыли новое ведомство «IV отделения Собственной его императорского высочества канцелярии». По указу Николая I, производилась модификация канцелярии императрицы Марии, все созданные к этому времени благотворительные заведения переходили под непосредственное регулирование императорской семьей. Собственное управление Николаем I IV отделением содействовало поднятию престижа данной области.
Подъем писательских салонов, густо группировавшихся вокруг какой-либо выдающейся личности, определял важность женщины в обществе все более заметной. Образованность и умение красноречиво вести беседу отныне оценивалось как неотъемлемая часть образа жизни аристократки. Однако интеллектуальные составляющие женщины принимались таковыми исключительно при условии, если они не вытесняли других, традиционно женских преимуществ.
В период с 1830–1840 годов, к имеющимся в Российской империи 14 женским институтам добавились еще пять. Лишь заметные изменения демократизации женского образования агрессивно обрывались государством, которое незыблемым принципом образования принимала сословность. В 1843 году, реализуя вышеупомянутый принцип, власть учредила для девушек духовного сословия епархиальные училища.
Николай I в период своего правления ставил следующие задачи: закрепления сложившейся системы образования в сознание народа, решение национального вопроса (конкретно Польши, автономию которой так не хотел признавать император). Воссоздание единой, целостной, не только по территории, но по силе и разуму – собственно таковую установку ставила перед собой власть при Николае I. Добиться этой цели можно было через трансформацию и модернизирование системы образования, в том числе и женского.
За данный промежуток времени, а именно с 1828 года по 1854 год в распоряжении IV отделением произошли немаловажные изменения. Находясь ведомством, под которым заступничеством организовывались и развивались дамские учебные организации, отделение обозначило собственно эту сферу как наиболее важное направление политики. Учебный комитет был создан в 1844 году. В его деятельность входило не столько руководство и контроль за протеканием педагогического процесса, сколько кропотливая разработка учебных программ, выпуск нужных, для осуществления разработанных проектов, учебных пособий и руководств.
Наконец 1846 года Николай I торжественно обнародовал положение об управлении женскими учебными заведениями. В соответствии с документом все они существовали под покровительством властвующей семьи. Руководил заведениями Главный совет, созданный в 1845 году. Он провозглашался как их центральным органом, располагающим совещательную, наблюдательную и распорядительную власть, так и национальным учреждением, назначение которого было в регулировании и направлении деятельности местных советов при учреждениях. Экономическое снабжение заведений как и прежде зависело от работы Опекунских советов, заключавшихся при Санкт-Петербургском и Московском Воспитательных домах. В 1854 году управляющим заведениям вводилось наименование такое как «Ведомства учреждений императрицы Марии».
К первой половине XIX века в России закрепилась довольно разветвленная линия дамских учебных образований. Одним из требований власти к институтам была унификация их деятельности. Главный совет начал работать над этой задачей. Он составил единый устав женских институтов. Программа делила дамские учреждения на три разряда, создал жесткую систематизацию заведений по сословиям.
В самом начале своего правления Александр II, полностью поддерживающий политику своего отца, исконно не готовился абсолютно изменять империю. Доказательством преемственности в изучаемой области стало установление в 1855 году единого устава для женских учебных заведений. Устав засвидетельствовал разделение учреждений на три части: на высшую, среднюю, низшую. Деление производилось на основании состояния семейства и потребностей различных сословий. В данный этап население все чаще и чаще стало требовать снять ограничения по сословному признаку и провозгласить отечественное образование всесословным.
15 марта 1858 года был разработан и создан императором план училищ для приходящих женщин. В этих училищах к обучению допускались девушки всех свободных состояний, различных сословий, однако не допускались крепостные крестьянки. Тенденция общественности принимать участие в становлении новой образовательной системы получило положительное утверждение со стороны власти. Новое положение вводилась с 30 мая 1858 года, оно называлось «Положение о женских училищах ведомства Министерства Народного Просвещения». После этого монополия IV отделения в области светского дамского просвещения нарушилась. К числу участников Главного совета женских учебных заведений были добавлены представители Министерства народного просвещения.
Довольно продолжительно руководящая роль в области женского просвещения по-прежнему относилась к Мариинскому ведомству. 10 ноября 1862 года им было предписано наименование женских гимназий. Рассмотрение предметов, которые вводились в женские гимназии, показало, что организаторы желали видеть их учебные центры общеобразовательного характера.
Обилие женских училищ, заключающихся под присмотром Министерства народного просвещения, активно повышалось и ко второй половине 60-х годов XIX в. достигло количества 36 штук. В это время количество гимназий Мариинского ведомства было всего лишь 14. Власть селективно подходила к проекту вновь включить открытые заведения под свое покровительство. Разбор территориального месторасположения женских гимназий Мариинского ведомства поверг к выводу про то, что государство прежде объединяло с женским образованием намерение решить внутриполитические задачи. Статистика министерских училищ отображала желания, которые шли от общественности, результатом этого стал рост подведомственных Министерству народного образования женских училищ по всей территории Российской империи.
«Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения» обнародовали 24 мая 1870 года. Ему придавался статус устава и давалась характеристика женских учебных заведений как «бессословные» и «для представительниц разного вероисповедания». Также положение чётко указывало количество лет обучения. В гимназиях это было семь лет, а в прогимназиях три.
Формирование и активное трансформирование нового типа дамских учебных заведений зависело от финансовой основы, которую предоставляло государство и общество.
Проигрышем в Крымской войне самодержавие показало свою беспомощность в решении военных, экономических и политических проблем страны. В Российской империи скопилось отставание в различных сферах, например, в технической или кадровой. Завязался кризис дворянского государства, повергнувший его к краху. Многочисленное оскудение дворянских фамилий привело к уменьшению способности реализовывать установленный женский путь (женщина значит хозяйственная жена, любящая мать). К середине XIX в. Внутриполитический курс России круто перевернулся. Это период уничтожения старого патриархального семейного уклада и развитие новых идеалов, принципов, норм.
Воля барышень получать образование ничем не отличающееся от мужского натолкнулось на полное недопонимание власти и консервативной общественности. Именно поэтому девушки массово стали уезжать из Российской империи за границу с целью получения равного образования в 70-80е годы. В результате руководству страны пришлось пойти на уступки.
Обобщив вышесказанное можно сделать вывод, что женское образование, бесспорно, обладает своими особенностями, имеет собственную специфику. Проанализированные источники дали изучить эволюцию общегосударственной политики и социальной инициативы в области дамского образования. История развития системы женского образования довольно противоречива, но главное, что это дало свои результаты, и инициатива в сфере высшего «равного» образования с конца XIX столетия исходила уже исключительно от общественности.
Автор:
С.М. Белозерцев
ЭВОЛЮЦИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА (конец XVIII – начало XX вв.)
3 августа 20233 авг 2023
32
8 мин