РЖД попросило правительство в 2024 году дополнительно повысить грузовые тарифы на 1% из-за увеличивающихся расходов на безопасность. В прошлом году на фоне СВО и возросших рисков терактов затраты на обеспечение транспортной безопасности превысили 45 млрд рублей.
При этом индексации тарифа на 1% не покроет даже половины этих расходов. Базовая индексация тарифа на 2024 год изначально планировалась на уровне 7,1%. Кроме этого, за счет увеличения надбавки на капремонт тариф должен вырасти еще на 2%.
В прошлом году тарифы на грузоперевозки по железной дороге были проиндексированы на рекордную величину: в январе на 6,8%, с 1 июня — дополнительно на 11%. С 1 января 2023 года ставка тарифа РЖД выросла на 8% (плюс 1% на капремонт). Также были отменены скидки на экспортные перевозки угля.
Серьезный рост грузовых тарифов заметно опережает плановые показатели (инфляция минус 0,1%), утвержденные в долгосрочной программе развития РЖД до 2026 года. Очевидно, что монополия испытывает денежный дефицит в контексте новых задач и вызовов, пытаясь сгладить его за счет грузоотправителей.
Однако решение полностью или частично переложить оперативные расходы на грузовладельцев в непростых условиях экстренного разворота экспортных поставок может замедлить этот процесс и вызвать недовольство крупных экспортеров, которые ждут от правительства сохранения заявленных «правил игры» в интересах всех участников рынка.
ⒸЗапомните: всегда будет следующий поезд