Найти тему
Freevad

Можно ли выпить озеро любви?

Р. Тагор и А. Энштейн, источник фото: - Википедия
Р. Тагор и А. Энштейн, источник фото: - Википедия

На земле происходит тьма неурядиц из-за того, что люди вкладывают свой смысл в слова других людей. Ну, я еще раз поясню тебе свои мысли. Мне придется облечь их в образную форму, иначе обнаженные слова устыдятся. То, что привязывает меня к Кетоки, — любовь. Но эта любовь — как вода в сосуде, которую я пью каждый день. Любовь к Лабонно — это озеро, которое нельзя вместить в сосуд, но в котором омывается моя душа.

Р. Тагор, «Последняя поэма», пер. Ф.Л. Мендельсона

Начать эту статью еще неделю назад я собирался следующими словами.

Не уверен, что многие, но есть те, кто читали «Последнюю поэму» Рабинданата Тагора. Я не стану пересказывать сюжет произведения, отмечу лишь то, что оно о настоящей большой любви, которая смогла преодолеть все препятствия, кроме тех, которые касались чести возлюбленных. Развязка, как обычно, была в самом конце книги, но мне она показалась скомканной и даже наигранной. Рабиндранат Тагор – поэт и писатель, писал он, прежде всего о том, что сам видел и пережил. Мне кажется, что о себе он написал, описывая семью гипотетического известного человека, для которого семья на втором плане. Но вот настоящей большой любви он не пережил, поэтому банально не знал, что писать о том, что будет дальше, когда он и она станут жить вместе. Пусть оба в итоге и получили свое маленькое уютное счастье, но мне очень жаль, что у автора не хватило смелости описать, как могла сложиться жизнь у тех, чья любовь была подобна не ручейку, но огромному озеру.

Однако по прошествии нескольких дней и ночей, во время которых я продолжал размышлять на эту тему, я пришел к выводу, что Рабиндранат Тагор не мог закончить свою «Последнюю поэму» по-другому. И сделал он это не потому, что не пережил такую любовь, которую он описал в повести, но именно по причине того, что ее испытал и… В общем он выбрал ту, которую выбрал, предпочтя творчество любви. Вопрос лишь в том, мог ли он выбрать не сосуд, а озеро любви?

Для начала давайте посмотрим, что собою представлял Рабиндранат Тагор.

Рабиндранат Тагор (1861 - 1941) – это индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель. Он стал первым из неевропейцев, кто был в 1913 году удостоен Нобелевской премии по литературе. Родился Рабиндранат в семье брахманов – заминдаров (крупных землевладельцев). Брахманы (брамины) – высшая варна (у нас обычно ее называют каста, но каста – это, по сути, наследственная профессия).

Семья Тагоров была очень известной. Тагоры являлись крупными землевладельцами, их дом посещали многие выдающиеся писатели, музыканты и общественные деятели. Старший брат Рабиндраната Двиджендранатх был математиком, поэтом и музыкантом, средние братья Диджендранатх и Джотириндранатх, были известными философами, поэтами и драматургами. Племянник Рабиндраната Обониндранатх стал одним из основателей школы современной бенгальской живописи.

Следует отметить, что Тагор получил смешанное образование: сначала он учился в «Восточной семинарии» (элитная школа с европейским образованием, свободной от религиозного влияния), затем учился в «нормальной школе», но в итоге получил прекрасное домашнее образование, в основном на бенгальском языке, хотя знал он и санскрит и английский языки.

Тагор начал писать стихи в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет он написал первые новеллы и драмы, опубликовал свои поэтические пробы под псевдонимом Бхану. Тагор выступал за независимость Индии от британской колониальной администрации. Основал Всемирный индийский университет и Институт реконструкции сельского хозяйства. Стихи Тагора сегодня являются гимнами Индии («Душа народа») и Бангладеш («Моя золотая Бенгалия»).

источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/91/Rabindranath_Tagore_in_1909.jpg
источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/91/Rabindranath_Tagore_in_1909.jpg

Творчество Рабиндраната Тагора включает в себя лирические произведения, эссе и романы на политические и социальные темы. Наиболее известные его произведения — «Гитанджали» (Жертвенные песнопения), «Го́ра» и «Дом и мир» — являются примерами лиризма, разговорного стиля, натурализма и созерцательности в литературе.

Рабиндранат Тагор был женат с конца 1883 года по 1902, когда его жена - Мриналини Деви (происходила из семьи брахманов-пирали ) умерла. Кстати, обратите внимание: Тагору на момент свадьбы было 22 года, а его супруге всего 10 лет и тогда это считалось вполне нормальным. Первого ребенка Мриналини родила уже в 13 лет. В семье было пять детей: дочери Мадхурилата, Ренука, Мира, и сыновья Ратхиндранатх и Саминдранатх.

Рабиндранат Тагор любил свою супругу. В 1890 году он опубликовал одну из своих самых известных работ — сборник поэм «Образ любимой». После смерти Мриналини в 1902 году Тагор опубликовал сборник лирических стихов «Память».

В целом – назвать жизнь Рабиндраната легкой и безоблачной, не смотря на то, что он происходил из известного и богатого рода нельзя. Богатство семьи, в которой родился Рабиндранат Тагор, поддержка со стороны родителей, великолепное образование, которое он получил, позволили раскрыться таланту гения. Однако пережить ему пришлось очень многое – и потерю жены, и раннюю смерть детей и болезни на склоне лет.

Наследие Р. Тагора – огромно. Он написал 8 романов, огромное количество рассказов и новелл, множество документальных книг, сочинил больше 2200 песен, является автором 2500 рисунков, писал пьесы, занимался общественной деятельностью (соблюдая при этом принцип ненасилия). Рабиндранат много путешествовал, в том числе посетил Советский союз, встречался со многими известными людьми того времени.

Свою «Последнюю поэму» (Шешер кобита) Тагор написал в 1928 году, когда ему было уже 67 лет. В таком возрасте, как мне кажется, место для любви между мужчиной и женщиной сохраняется, хотя говорить о рождении и воспитании совместных детей (по крайней мере, для женщины) сложно. Тем не менее, роман этот, написанный Рабиндранатом на склоне лет, на мой взгляд, является образцом понимания того, как устроена не только любовь, между мужчиной и женщиной, но и в целом жизнь.

Однако насколько все же прав Рабиндранат Тагор и была ли возможность соединиться влюбленным, если бы у каждого из них не было того, что принято называть «скелетами в шкафу»? У него – надетое в порыве чувства, вызванного его же победой над потенциальным конкурентом за сердце молодой красавицы, кольцо и у нее – отвергнутый ею поклонник – умный, упорный, добрый пусть и более простого происхождения, много лет, добивавшийся ее расположения?

Я уверен, что у влюбленных, которые, на самом деле испугались не своих прошлых отношений, поскольку они, фактически, мало что значили, а того, что любовь «разобьется о быт», могли создать семью и сохранить любовь, хотя и предпочли разменять свое огромное чувство на то, что В. Маяковский назвал «маленький, смирный любёночек».

Более того, я уверен, что Рабиндранат Тагор в свое время и сам лично испытывал такое чувство, но отказался от «озера любви».

Рабиндранат Тагор – это, прежде всего, поэт. Для поэта с одной стороны важна муза, для которой хочется писать и писать, с другой – настоящее, чистое чувство, сублимацией которого и являются любые творческие произведения.

Я не думаю, что открою кому-либо страшную тайну, об этом давно и много сказано, но среди гениальных поэтов, писателей, художников, философов нет по-настоящему счастливых в семейной жизни людей.

Для любого творческого человека любовь – это не столько цель, сколько средство, некое топливо, если хотите, которое заставляет его творить. В идеальном случае – совершенная любовь может заменить влюбленным все остальное, включая творчество, однако ни совершенных людей, ни по-настоящему совершенной любви быть не может.

Я не могу сказать, может ли женщина полностью раствориться в любви, но исходя из собственного опыта, могу сказать, что мужчина – точно не может. Даже когда ты испытываешь настоящую и взаимную любовь и у тебя по-настоящему все хорошо, в тебе остается место для творчества. Мир существует не только для влюбленных, в нем есть место и всему остальному, в том числе – творчеству во имя любви…

С другой стороны не могу не отметить, что, когда ты пытаешься творить (сказано громко, конечно, но все мы созданы, чтобы творить) работается гораздо проще в режиме «неразделенной любви». Когда тебе тяжко, когда тебя накрывает бессонница, когда ты не можешь преодолеть тот барьер, который установил объект твоей любви, когда все остальное уходит на второй план и ты поглощен своим чувством, как тебе кажется, без остатка из тебя легко льются выстраданные строки… И это волшебно.

У нас как-то принято, что великий человек – это обязательно хороший человек. На самом деле – это далеко не всегда так. Большинство великих людей нельзя назвать ни плохими, ни хорошими. Как правило – это весьма сложные, многогранные и зачастую довольно тяжелые для совместного с ними проживания люди.

Ни Л.Н. Толстой, в своем дневнике после свадьбы написавший «не она», а перед смертью, ушедший из семьи, ни А.П. Чехов, так и не женившийся, ни С.А. Есенин или В.В. Маяковский не были счастливы.

С одной стороны каждому хочется быть счастливым и я – не исключение, с другой, озеро любви нельзя выпить досуха ни в одиночку, ни парой. Всегда можно найти ручеек или сосуд, из которого можно пить любовь – тот самый «маленький, смирный любёночек», но, если есть целое озеро любви, ограничиваться всего лишь небольшим сосудом, или даже ручейком – стоит ли?

Для себя этот вопрос каждый решает самостоятельно, но в делах любви, на мой взгляд, самое важное – это взаимность и решимость идти вместе… Можно ли выпить целое озеро любви? Не попробуешь – не узнаешь…

Озеро любви

Может ли выпить озеро любви,
Огромное - с водою кристальной,
Пара всего из двух людей -
По-настоящему влюбленных?

В ее глазах - океан нежных чувств,
В его сердце чувств ещё больше,
Они на берегу их озера любви,
Им кажется - они выпьют и море...

Но начав вместе пить свою любовь,
Их быстро покидает жажда,
Она вспоминает, что рядом был,
Тот с кем любви всего чаша...

Он же готов пить и пить любовь,
Но и у него есть другие тоже,
С кем любви не озеро, а лишь ручеёк,
И пить из него также можно...

Постепенно все горше и горше вода,
Что пьют влюбленные рядом,
Вода прозрачна безупречно чиста,
Но двоих для озера мало...

Кто из них первым сойдёт с пути,
Она или он - не так важно,
Важно лишь то, что озеро любви,
Двоим испить невозможно...

На озёрах любви нельзя строить дом,
Нужно строить как минимум пару,
Даже из мелкого ручья любви,
Нельзя выпить воду всю разом...

Пить воду любви нужно вдвоем,
Держась вместе руками за чашу,
Не пытайтесь сразу испить всю любовь,
Тогда ее на две жизни хватит...

03:02

30.07.2023