После смерти независимого короля Норвегии Олафа I Трюггвасона шведы и датчане поделили страну. Шведский король Олав присоединил земли гаутов в составе норвежского королевства - Ранрике и Богуслен. Также восточные районы центрально-норвежского фюльке Трёндалег. Эйрик Хаконссон получил западные прибрежные фюльке Норвегии. Король Дании Свен I Вилобородый взял себе все остальное.
После объединения Норвегии и Дании у Свейна появилась мысль вернуть утерянные данами земли на Британских островах.
При этом даны продолжали жить в Англии. Но под властью королей Англии. И даже вместе выступали против норманнов, когда те совершали набеги на побережье.
Но, 13 ноября 1002 года король Англии Этельред II Неразумный устроил резню датчан - Резню в День святого Брайса. Это было инспирировано нормандскими герцогами, которые уже положили глаз на Англию.
- «Этельред, король Англии, осквернил королевство, долгое время процветавшее под великой славой самых могущественных королей, совершив такое ужасное преступление, что в его собственной державе даже язычники считали это отвратительным, ужасным деянием. Ибо за один день он во внезапной ярости и без предъявления им обвинений в преступлении убил датчан, которые жили в мире и гармонии во всём королевстве и совершенно не боялись за свою жизнь» - нормандский хронист Гийом Жюмьежский
В ответ, Свен Вилобородый организовал ряд набегов на побережье Англии. Этельред откупался, заплатив в 1007 году немыслимую сумму в 36 тысяч фунтов.
На эти средства Свен построил множество виков, где готовили профессиональных воинов-варягов. Как например, Треллеборг, который сейчас в Швеции.
Треллеборг - это древняя крепость, расположенная на высоком мысу между реками Ваарбьо и Тудео. Эта крепость имела стратегическое значение, так как после слияния эти две реки несли свои воды еще около трех километров к проливу Большой Бельт между островами Зеландия и Фюн. Прежде чем начать строительство, землю на мысу пришлось выровнять. Кроме двух рек, к крепости также подходили болота, раскинувшиеся на севере, западе и юго-западе. Чтобы защитить постройки Треллеборга, вокруг них был построен земляной вал с деревянными конструкциями внутри и частоколами. Вал имел около 17 метров толщины и 7 метров высоты, и его форма почти точно соответствовала окружности. Четыре ворота, расположенные напротив друг друга, выходили на четыре стороны света (за исключением небольшого отклонения к северо-востоку), а улицы пересекались ровно в центре большого квадрата, образованного квадратами домов. Снаружи вал был укреплен бревнами, а вдоль сухопутной стороны тянулся широкий и глубокий ров.
Однако строителям Треллеборга этого показалось недостаточно. С востока и юго-востока, где крепость не защищала водная преграда, была построена еще одна линия укреплений - внешний вал, который был ниже и ров был мельче. Сегодня, глядя на хорошо сохранившийся вал и забетонированные ямы на месте опорных столбов, легко представить себе былую мощь Треллеборга. Эта крепость обладала выгодным местоположением, удобным выходом к морю и надежной гаванью, где корабли могли укрыться от штормов и врагов. Кроме того, здесь был сильный и мобильный гарнизон, который обеспечивал безопасность и защиту крепости. Треллеборг - это не только исторический памятник, но и место, где можно проникнуться атмосферой древности и представить себе, какими силами и усилиями была создана эта мощная крепость. Ее строительство и уникальная архитектура являются свидетельством высокого уровня развития техники и обороны в те времена.
Именно в таких виках как Треллеборг готовили профессиональную армию для завоевания Англии.
Содержание такой армии требовало больших средств. И даны получали их от набегов на Англию. С каждым годом все больше. В 1012 году, например Этельред заплатил уже вообще немыслимую сумму в 48 тысяч фунтов серебра. А в 1018 году достигло 72 тысяч фунтов. У этих откупных даже появилось название - данегельд.
- Какие это большие деньги можно понять по известным данным, что Свен платил гребцам на своих 60-и 120 весельных кнёррах в общем 3000 фунтов в год. Эти гребцы были также воинами.
Набеги данов совершенно изничтожили государственную власть в английском королевстве:
- «Тогда они с добычей возвратились к своим кораблям; и когда они разошлись по кораблям, тут и должно было собраться ополчение и оставаться наготове на тот случай, если даны замыслят новую вылазку. Но ополчение как раз отправилось домой. Когда враги были на востоке, наше войско собиралось на западе, а когда они были на юге, наше войско было на севере. Всех советников призвали к королю, чтобы они решили немедля, как защитить королевство, но какой бы способ они ни избирали, месяца не проходило, и все оказывалось брошено. Под конец уже ни один знатный человек не желал собирать ополчение, но бежал быстро, как только мог; и корабли не приходили друг другу на помощь» - пишет очевидец событий
В 1013 году возмущенные жители английского королевства при поддержке данов изгнали Этельреда в Норвегию. Королем стал Свен Вилобородый. На этом он завершил свои земные дела и опочил в 1014 году.
Воспользовавшись этим Этельред вернулся в Англию. Но в 1015 году сын Свена - Кнуд при поддержке норвежского норвежского Эйрика Хаконссона появился с флотом у берегов Англии. Этельред от страха умер. Королем стал его сын Эдмунд. Но и он скоро внезапно умер в возрасте 22 лет. Королем стал Кнуд.
Кнут разделил всю территорию на четыре области, у каждой из которых был свой управляющий. Уэссекс остался под властью самого Кнута, Нортумбрия была передана ярлу Эйрику, Восточная Англия досталась Торкелю Длинному, а Мерсия – Эадрику Жадному. Однако, судьба последнего оказалась несчастной, и через некоторое время Кнут его казнил.
Ярл Эйрик управлял своими землями до самой смерти в 1023 году. Он был достойным правителем и прославился своими военными подвигами. В то время как Эйрик долго правил своей областью, Торкел Длинный столкнулся с более беспокойной судьбой. Судя по источникам, Торкель был ближайшим сподвижником Кнута с 1017 по 1020 годы. Как свидетельствовали королевские грамоты он сопровождал Кнута во всех важных случаях. Это говорит о его особом положении и влиятельности. Также стоит отметить, что в обращении Кнута к своим подданным, выпущенном в 1020 году, Торкель был единственным, кто был назван по имени. Однако в 1021 году Торкель был изгнан, но в 1023 году произошло примирение между Кнутом и Торкелем. Условия этого соглашения указывают на то, что Торкель был могущественной и влиятельной личностью. Кнут сделал его своим наместником в Дании и поручил ему воспитание своего сына Хардакнута. Однако после этого момента Торкель исчезает из исторических записей, и о его дальнейшей судьбе нам ничего не известно.
В 1018 году умер брат Кнуда - король Дании Харальд. Кнуд стал и королем Дании.
Однако, власть датчан в Норвегии пошатнулась. Там, пользуясь отсутствием Эйрика власть захватил один из Инглингов Олаф II. Его опорой были те викинги, которые ушли на запад и вернувшись увидели что их страну захватили чужеземцы. Об этом говорит имя его отца - Харальд Гренландец.
При этом, Олаф был ярым христианином. Он низвергал капища, ввел законодательство на основе не родового права, а обычных уголовных норм, обязательных для всех. Кроме того, выгнал шведскую администрацию из восточных фюльке. А 12 наглых шведских мытарей повесил, когда они попытались собрать налоги во славу шведского короля.
Чтобы окончательно утвердить власть короля Норвегии в бывших землях шведского короля в Норвегии построили крепость Сарпсборг, где стоял норвежский гарнизон. Но шведы не обиделись и даже заключили в 1022 году союз с норвежцами.
- Видимо восточные фюльке не приносили больших доходов. Больше хлопоты!
В союзе со Швецией, Олаф собрал войско и напал на Данию, надеясь захватить эту богатую и важную территорию. Однако, несмотря на свою храбрость и решимость, он потерпел поражение в битве и был вынужден бежать в Швецию в 1028 году. Олаф не мог оставить свою семью в опасности, поэтому взял с собой своего малолетнего сына Магнуса, но оставил свою жену Астрид в Швеции.
Прибыв в Швецию, Олаф понял, что его сыну нужна безопасность и хорошее будущее. Поэтому он решил отправить Магнуса в Новгород, где находился его родственник - Ингигерда. Ингигерда, супруга Ярослава Мудрого, приняла Магнуса и настояла, чтобы он остался у них. Это было важным решением, которое обеспечило Магнусу стабильность и возможность получить образование и опыт, необходимые для его будущей роли.
В то время, когда Олаф находился в изгнании, норвежский престол занял Кнуд I, который поставил своего сына Свейна "наместником". Олаф не мог мириться с потерей власти и решил вернуться в Норвегию. В 1030 году, при поддержке шведских союзников, Олаф совершил попытку вернуть себе престол. Однако его планы были сокрушительно разрушены в битве при Стикластадире.
29 или 31 июля 1030 года, воюя против норвежской родовой знати и бондов, Олаф был убит Ториром Собакой.
Эта битва стала конечной точкой в жизни Олафа, но его наследие продолжило жить в сердцах людей. Олафу поклонялись как святому после своей смерти, а его имя стало символом храбрости и веры.
Итак, история Олафа II Харальдссона, известного как Олаф Святой, полна драматизма и страсти. Его неудачное нашествие на Данию, бегство в Швецию, отправка сына в Новгород, и, наконец, его смерть в битве при Стикластадире - все эти события отражают сложность и опасности, с которыми сталкивались викинги в своих походах и борьбе за власть.