Настало время рассказа об одном из моих самых любимых загородных прогулочных маршрутов. Город Пушкин, он же Царское Село, уже много лет является для меня местом силы. Я могу часами бродить по любому из трех парков, Екатерининскому, Александровскому, Баболовскому. Благо в белые ночи парки работают до 23 часов.
Сегодня идем в Александровский.
Захожу в парк я не через парадные ворота, а через вход напротив Знаменской церкви, что расположена около Пушкинского музея-лицея. Иду вглубь парка, к прудам. Здесь обязательно прохожу по маленькому Висячему мостику, который качается, когда по нему идут люди. Пение птиц, вековые дубы, плавающие утки, красивые мостики… Полное умиротворение.
Эта часть парка называется Новый сад. Состоит Новый сад из четырех куртин, что в переводе означает клумба. Пруды и мостики, столь милые мне, это куртина Прудки. Рядом, с горой посередине, куртина Парнас. Куртина грибок-это круглая площадка, от которой лучами расходятся восемь аллей. Четвертая куртина называется Театр, там есть только заброшенное здание.
Самый красивый вид открывается с центральной площадки, между куртинами. В одном конце аллеи виден Екатерининский дворец, в противоположном конце башня Арсенал. В одну сторону Александровский дворец, напротив Китайская деревня. Увы, мой телефон не способен передать всю эту красоту. Далеко, оптика слабовата.
По красивой аллее через Драконов мост я перехожу из Нового сада в Пейзажный парк и иду к башне Арсенал.
Несколько лет назад я была внутри, сохранились фото.
Экскурсия в башню очень интересная, музей там современный, интерактивный. Есть пустая белая комната, где на стены проецируются все события, которые эта комната видела. Стены строятся, рушатся, меняется интерьер, летят самолеты и бомбы. Сильные впечатления. В другом зале рассказывают и показывают “в кино” историю парка.
В допетровские времена на этом месте была Шведская мыза, усадьба. После изгнания шведов Петр I подарил эту землю Марте Скавронской, ставшей в 1712 году его женой,Екатериной I. Сначала здесь был небольшой двухэтажный каменный дворец. Рядом с дворцом находился Зверинец, кусок леса, в котором держали кабанов, лосей и зайцев для императорской охоты. Позже Зверинец обнесли каменными стенами с бастионами по углам. В центре стоял павильон Монбижу, что означает Моя драгоценность. На его месте сейчас и стоит башня Арсенал.
В 1792 году архитектор Д. Кваренги построил большой дворец, названный впоследствии Александровским. После 1810 года Зверинец, потерявший к этому времени свое охотничье предназначение, был превращен в обширный Пейзажный парк.
Позади башни расположился грот-родник, построенный как и Арсенал архитектором Менеласом. Мимо родника прохожу дальше, к Ламским прудам и сворачиваю вдоль прудов направо.
Вдалеке, за лугом, видно еще одно историческое здание, Пенсионерские конюшни, где доживали свой век лошади «Собственного седла императора Александра Павловича». Рядом с конюшней есть кладбище лошадей. Ряды каменных плит с высеченными на них надписями указывают места погребения любимых коней русских императоров от Александра I до Николая II .
Напротив Нижне-Ламского пруда в поле стоит несколько деревьев. Они скрывают от людских глаз могилу первую могилу Григория Распутина. в 1917 году старца перезахоронили в Петергофе, но на первой могиле всегда есть цветы.
По другому берегу пруда я возвращаюсь к Арсеналу, и по идущей наискосок дорожке прохожу к еще одной открытой после реставрации башне - Шапель. Павильон Шапель(капелла) сооружен на окраине Александровского парка в 1825–1828 годах в виде готической капеллы (часовни), разрушенной временем. Мне вспоминается как подростками мы лазали по этой башне, тогда совершенно разрушенной и заброшенной. На втором этаже башни есть небольшая комната блекло-голубого цвета(сохранилось историческое покрытие). В ней взамен статуи Спасителя, находящейся теперь в собрании Эрмитажа, в Шапели установлена скульптура великой княгини Александры Николаевны, дочери императора Николая I, работы Ивана Витали. Некоторое время назад комната была открыта для посетителей, мне удалось побывать там, но последнее время вход туда закрыт.
Дальше я иду к Большому капризу. Он представляет собой искусственно образованную насыпь с арочным пролетам над дорогой. Через Каприз можно было попасть из Александровского парка в Екатерининский. Согласно старинному преданию, земляные арки-переходы были названы Большим и Малым капризами потому, что императрица Екатерина II, утверждая сметы на связанные с ними дорогостоящие строительные работы, долго колебалась, а, подписав, сказала: «Быть так, это мой каприз».
Здесь я опять вспоминаю былые годы, когда мы карабкались вверх-вниз по глыбам-ступенькам. Теперь все камни пронумерованы и проход закрыт.
Минуя Каприз я попадаю в Китайскую деревню. Построена она в 1780-е годы. Именно тогда переживал расцвет стиль шинуазри, или, в буквальном переводе, «китайщина». По всей Европе строили китайские пагоды. Екатерина II не могла позволить себе отстать от увлечений западноевропейских коллег. Почти сразу после окончания строительства деревня пришла в запустение. в XIX веке после в домах были устроены квартиры. Здесь Карамзин писал “Историю государства Российского. В советские времена тут были коммуналки, затем турбаза. В 1996 г. датская компания в обмен на выполнение ремонта в домиках получила право в течение 49 лет сдавать их в аренду. Теперь Китайская деревня-фешенебельный жилой комплекс.
Через малые Китайские мосты и куртину Грибок я подхожу к Большому Китайскому мосту, что расположен у центрального входа в Александровский парк, перед парадным плацем у Екатерининского дворца. Мост этот украшают четыре фигуры китайцев, яркие и разноцветные, которые держат в руках фонари. Здесь я покидаю парк.
Для тех, кто скажет, что я пропустила Александровский дворец и Белую башню. Они сегодня оказались в стороне от моего маршрута. Дворец сейчас обнесен строительным забором. Вроде открыли не так давно, а снова что-то реставрируют. Белая башня тоже в ремонте. Так что о них в другой раз.
#петербург #попетербургу #пушкин #царскоесело #выходной #прогулка #маршрут #впитережить