Недавно в одной из школ Мичуринского района Тамбовской области провёл встречу с воспитанниками школьного лагеря. Темой встречи была Великая Отечественная война 1941-1945 годов и вклад казачества в борьбу против фашизма. Для детей сделал маленькую выставку артефактов времён войны.
В ходе беседы, с показом кадров хроники, рассказал о казачьих воинских подразделениях. Как казаки воевали и какой вклад сделали в приближение победы. В заключении встречи спросил присутствующих о вопросах. которые у них появились в ходе нашей беседы. Пауза. Вопросов нет. Только один задаёт, другие не хотят.
Может я виновен в том, что рассказ мой так был подробно изложен, что нет вопросов? Не думаю. Это что-то другое. Только один молодой человек задавал множество вопросов, а остальные молчали. Не было интересно? Скорее всего. А молодой, активный, любознательный человек оказался внуком учителя истории.
Пригласил школьников к выставке, потрогать и взять в руки артефакты. То, что пролежало более 80-ти лет в земле. И что??? Ничего. Не интересно.
Задаюсь вопросами. Кто виноват в том, что детям не интересна история своих предков, своей страны? Школа? Общество? Семья? Государство? Церковь? Сами дети?
Ответ вроде бы сам собой напрашивался. В ходе беседы более активен был внук учителя истории. Что нам это говорит? Семья на первом месте? Скорее всего должно быть всё системно. Семья, школа и общество.
Семья. Как и что рассказывают в семье про своих предков - это семейное предание, история семьи как часть истории Отечества. Говорим ли мы со своими детьми об истории семьи? Скорее всего только на 9 мая.
Школа. Как преподают историю? Только по учебнику. Это не правильно. Нужно три составляющие, которые позволят ученику погрузится в прошлое. Рассказ, прикосновение (музеи, поездки, участие в раскопках и др.) и анализ прошлого.
Вспоминаю одни из примеров. Урок по истории казачества. Рассказал про начало казачьей истории и его становление. О формировании на берегах Дона особой этно-культурной общности. На следующий день учитель истории коротко дал понят ученикам кто такие казаки. Со слов учителя истории, который обязан на своих уроках воспитывать любовь к истории, одним словом "разбойники" определил для школьников понятие "казаки".
А почему бы не пригласить меня на открытый урок и не провести своеобразный, как принято сейчас, квест по истории казачества? Не надо школе. учителю это не важно. На первом месте программа!
Общество. Мало заинтересовано. Муниципальные власти, школа, музеи, патриотические центры - все ждут указания сверху или Указа Президента. Тогда работа пойдёт. И только без лишнего "напряга", ради галочки.
Так и везде. В семье на первом месте одно, в обществе другое, в школе своё. А дети растут и вырастают. Кто кем становится?