Найти в Дзене
Дружить с растением

Что не так с картинками о дефиците элементов в растении

Оглавление

Прежде чем раскритиковать подобные картинки, напомню о микроэлементах и макроэлементах питания растений.

Микроэлементы и макроэлементы питания растений

Разделение элементов питания растений на микро- и макроэлементы и их концентрация в растении
Разделение элементов питания растений на микро- и макроэлементы и их концентрация в растении

Все привыкли к классификации элементов по количеству, хотя такое деление весьма условное. Оно основано на содержании в среднестатистическом сельхозхозяйственном растении:

> 0,1 % - мАкроэлементы Натрий, Калий, Кальций, Магний, Фосфор, Сера;

< 0,1 % - мИкроэлементы Железо, Бор, Марганец, Цинк, Медь, Хлор, Натрий, Никель, Молибден.

Весьма условная классификация, не правда ли? Почему именно 0,1% ? И серы или железа как раз на границе ~ 0,1%.

Помимо этого, есть полезные элементы для определенных растений. Т.е. предыдущие элементы обязательно должны быть в растении для нормальных процессов жизни. Если полезного элемента нет, растение все равно сможет пройти весь жизненный цикл. Но с полезным элементом рост получается более интенсивным.

Для злаков, осоки и хвощей такой полезный элемент Кремний.

Для галофитов и свеклы - Натрий, Хлор (для других растений они относятся к микроэлементам, для галофитов и свеклы они нужны в большем количестве).

Альтернативная классификация – физиологическая

По процессам, в которых ключевую роль играют те или иные элементы.

Деление такое:

  • Углерод, Водород, Кислород, Азот, Сера структурные, участвуют в построении органических молекул (белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот) или придают им механическую прочность и адекватную конформацию.
  • Фосфор, Бор – участвуют в запасании энергии и целостности структур клетки.
  • Калий, Кальций, Магний, Хлор, Марганец, Натрий – элементы, которые участвуют в ионном обмене, регулируют осмотический потенциал, контролируют проницаемость мембран и электропотенциалы.
  • Железо, Цинк, Медь, Никель, Молибден – элементы, играющие роль в окислительно-восстановительных реакциях.

О картинках, демонстрирующих признаки недостатка элементов питания у растений.

Метод визуальной диагностики я недолюбливаю, он требует большого внимания и соответствующих навыков. Но его преимущества тоже весомы: отсутствие специального оборудования, доступность.

Симптомы недостатка наблюдаются только тогда, когда происходит серьезное нарушение биохимических и физиологических процессов в растениях, что приводит к ослаблению силы роста, изменению формы и окраски стеблей и листьев, цветков, появлению участков отмершей ткани.

Пример картинки с признаками недостатков микроэлементов и макроэлементов питания растений
Пример картинки с признаками недостатков микроэлементов и макроэлементов питания растений

На подобных картинках, кроме того, что симптомы недосказаны и описание «плоское», информация часто искажена.

  1. Большинство микроэлементов никогда не бывает в недостатке, т.к. они являются примесями солей макроэлементов или попадают в среду вместе с водопроводной водой.
  2. Потребность в никеле и молибдене настолько мала (см. концентрацию), что они не бывают в дефиците. К примеру, запаса никеля в семенах хватает на целую полноценную жизнь взрослого растения. А молибдена будет достаточно попадать из частиц пыли или если вода до полива была в стеклянной посуде (при контакте воды со стеклом, выделяется молибден в микродозах).
  3. Недостаточно учтена степень подвижности элементов по флоэме, способности их к реутилизации, т.е. к их повторному использованию.

    Одни элементы (
    азот, фосфор, калий, магний, цинк) при недостатке оттекают из ранее образовавшихся частей растений в молодые, формирующиеся, более активно поглощающие питательные вещества, органы. В результате симптомы голодания проявятся на старых, закончивших рост листьях.

    Другие элементы (
    железо, кальций, бор, сера, марганец, медь) слабо или совсем не способны перемещаться из взрослых органов растения в молодые, поэтому при их дефиците молодые растущие части не получают необходимого питания и в результате заболевают.

    Кстати,
    при избытке все элементы накапливаются в сформированных органах, и потому избыток, токсичность элемента будет отражаться на их внешнем виде.
  4. Вопросы избытка вообще не затронуты. Хотя, к примеру, при избытке магния, у растения начинают отмирать корни, растение перестает усваивать кальций, и наступают такие симптомы, которые характерны при недостатке кальция.
  5. Никак не отражены факторы, влияющие на подвижность и усвоение элементов растениями. Например, ничего не сказано про антагонизм, что поглощение любого иона может тормозиться из-за антагонизма с другими ионами. Отклонение содержания одного элемента на 30-100 % от оптимального его количества в субстрате ведет к изменению поглощения растением других элементов питания. Кроме этого, на усвоение влияет pH и даже температура, влажность почвы воздуха и почвы, аэрация и пр.
«Критикуешь — предлагай!»

Руководствуясь этим, предлагаю усовершенствованную версию такой картинки, более точную и подробную. А также факторы, влияющие на подвижность и усвоение элементов. Разместила на Бусти по ссылке https://boosty.to/botany_and_practice/posts/adc1c7d5-0e2a-49e3-9afa-175015518ade?share=post_link