Менеджер группы Hehehe Павел Лопатин в интервью ИА PrimaMedia рассказал о том, как стать востребованным музыкантом на Дальнем Востоке, и когда стартует следующий фестиваль рок-музыки V-ROX.
— С чего началась ваша продюсерская карьера, и как вы стали продюсером группы hehehe?
— Важно отметить, я не продюсер группы. В цивилизованном мире продюсер — это тот человек, который сидит в студии и помогает группе раскрыть свой творческий потенциал в процессе записи. В нашей стране, в уже в современных реалиях слово "продюсер" скорее имеет отрицательный оттенок, так как это один человек, который вершит судьбу артиста во всех смыслах. Артист закабален условиями и дышит только с разрешения всего одного человека. От этого порочного взаимодействия слава богу уже отходят, музыканты стали более независимы.
Если уж говорить о том, кто является продюсером в группе hehehe, то это Сергей Бобров, он же автор музыки. Сведением треков занимается тоже он, фильтрация треков — его сфера ответственности. В этом плане я лишь выступаю как независимый консультант — говорю, что хорошо, а что плохо, что может звучать лучше. Моя основная позиция в коллективе — это менеджмент, стратегический и тактический, а менеджмент сам по себе — это общее администрирование группы, переговоры, договоренности, развитие коллектива, перспективные проекты, связи, интеграции.
Когда-то давно я и сам хотел быть артистом, писал свои песни. Мое успешное будущее зависело во многом от локальной музыкальной экосистемы, которой не было на тот момент, и я решил ее построить. Эта работа заняла так много времени, что места для своего творчества уже не было. Можно сказать, что я пожертвовал своей потенциальной карьерой рок-звезды в угоду возможности другим как-то реализоваться в этом ремесле. Через меня многие локальные коллективы прошли, с каждым из них всякий раз я заходил все дальше. Hehehe — это, пожалуй, квинтэссенция всего багажа, какой я собрал за все это время. Учился лет 10 всему этому, методом проб и ошибок.
— Каким должен быть идеальный продюсер?
— Продюсер в рамках привычной деструктивности музыкального рынка России последних 30 лет не должен существовать как вид. Продюсер здорового человека должен представлять из себя обширную аудио библиотеку, которая должна дополнять многие теоретические и практические навыки работы со звуком. Продюсер — это тот человек, который должен увидеть и визуализировать конечный продукт, готовую песню, когда она сыграна артистом буквально на гитаре на начальном этапе, подсказать варианты записи, выбора инструментов, приемы работы, которые в итоге приведут к цели. Продукт должен быть таким, какой будет звучать достойно, современно, содержательно, а также иметь коммерческую перспективу. На данный момент в нашем городе я не встретил ни одного продюсера в полном смысле этого слова.
— Вы работаете над образом, который складывается о hehehe в медиа? Или это обычно более спонтанная история?
— Специально мы не складываем образ, но обращаем внимание на ключевые моменты — это важно. Есть базовые принципы, все остальное по ситуации.
— С какими особенно значительными трудностями вы сталкиваетесь как менеджер группы hehehe каждый день? Как с ними справляетесь?
— Это всегда взаимодействие с индивидуальностями, очень много человеческого фактора в этой работе. Однако нерешаемых вопросов пока не было. Меня здорово радует, что как раз здесь базовые ценности идентичны во многом. Мы слышим друг друга и чаще понимаем, и принимаем друг друга. Все настроены на работу и для каждого интересы группы hehehe выше интересов каждого в отдельности.
— С чего нужно начать музыканту на старте, если он хочет обрести успех в сольной карьере на Дальнем Востоке? Вот ты встаешь с утра и понимаешь: хочу стать певцом(ей), гитаристом и т.д. Что делать? Куда идти?
— Начать много читать профильной литературы (биографии, истории, музыкальную литературу), интересоваться этой сферой. Без практики на выбранном инструменте никак не обойтись. Начать коммуницировать с местными сообществами, но при этом фильтровать информацию, так как некоторые компании реально могут сбить с праведного пути. Необходимо обзавестись терпением. Профессия не из легких, ремесло объективно непростое, иногда это чистой воды фатализм. Никогда не сдаваться, если при всех НО, любовь к музыке не умирает. Мозги применять обязательно, иногда именно их и не хватает (смеется).
— Чем отличается в этом смысле старт карьеры у музыкальной группы? У какого из этих форматов сейчас больше шансов на успех, или к этому нет привязки?
— Безусловно отдаленность от медийных центров (Москва, СПб) играет свою роль. До сих пор не сложилось этой самой экосистемы, но мы не стоим на месте. Цифровая эра нивелирует немного эту трудность — hehehe этому живой пример. Все возможно, стоит лишь только очень сильно захотеть (про мозги еще раз напомню). Часто задумывался о том, как бы я чувствовал себя условно в Казани, будучи тем, кем я являюсь сейчас. Думаю, это было бы удручающее зрелище. Дальний Восток имеет свои сильные стороны, их больше, чем в Казани.
— Какие методы продвижения музыки в 2023 году наиболее эффективны?
— Постоянная, ежедневная работа над собой и своим творчеством во всех его проявлениях и направлениях. Для поп-музыки рецепт не менялся уже больше 80 лет. Будет актуальным и в 2024, можно смело покупать уже сейчас и быть в тренде. Занятие музыкой и музыкальным бизнесом — это, в первую очередь, дисциплина. Всяческие пристрастия и зависимости — миф, который хорошо продаётся СМИ. Эти же недуги и являются основной причиной быстрого схода с дистанции профессионалов индустрии и музыкантов. Залог успеха — дисциплина и труд.
— Что вы думаете о владивостокских площадках для выступления музыкальных групп? Почему у нас так плохо оборудованы концертные залы?
— О, нет, они экипированы весьма неплохо. Это заблуждение. Вопрос в другом — кто как умеет грамотно пользоваться тем, что у него есть. Иной раз любой корейский бар с живой музыкой, не имея ничего вообще, но звучит лучше. Все дело в людях, их компетенциях и применении этих компетенций.
— Чего не хватает Владивостоку для развития его музыкального потенциала?
— Образования в первую очередь, едва ли локальный андеграунд понимает, что такое поп-культура. Экосистемы не хватает, но я уже говорил — мы ее строим с коллегами. Спесь и самоуверенность бы поумерить и глубже, самоотверженно погружаться во все нюансы индустрии — по мне это наша локальная болезнь.
— Каких людей сейчас не хватает музыкальной индустрии, чтобы она развивалась и росла на Дальнем Востоке?
— Не хватает людей, которые по-настоящему горят своим делом. Это в общем. В частности, не хватает техников сцены, звукорежиссеров, продюсеров, менеджеров, арт-директоров. Локальная индустрия сейчас это "ты да я, да мы с тобой". Но на волне успеха hehehe я замечаю тенденции к росту, меня это радует. Молодежь все активнее начинает обращать на себя внимание. Подрастает новое поколение, творчески вполне зрелое, в моментах крепче предшественников.
— Если бы у музыкальной индустрии на Дальнем Востоке была столица, то, где бы она была: Владивосток или Хабаровск?
— Владивосток и только так. В силу исключительно удобного географического расположения и той инфраструктуры, какая она есть сейчас, конкурентов у Владивостока нет. Хабаровск хорош, специфичен, но во многом не готов хотя бы к какой-либо системности. Мало концертных площадок, мало акторов, но город при всем при этом медленно, но развивается. Достойные коллективы — есть, единицы, но есть.
— Влияет ли в настоящее время жанр музыки, которую исполняет артист, на успешность его продвижения и карьеры в целом?
— Есть направления, которые с большей вероятностью сделают из артиста звезду. Но этот процент ничего глобально не решает и составляет всего 10%, может и меньше. Так уж сложилось в нашей стране, что жанровое разнообразие отсутствует. Спасибо продюсерам (улыбается). Для них музыка не по любви, а по деньгам…а надо, чтобы и то и другое. Страна крайностей, и это традиционно.
— Когда вернётся фестиваль рок-музыки V-Rox?
— Сложный вопрос и, наверное, не по адресу. Пишите письма на почтовый ящик до востребования (смеется). Наверное, я один из тех, кто ждет его более всего.