Сегодня Херсонесский маяк является одной из главных достопримечательностей Севастополя -он не только действующий маяк, но и исторический памятник, который привлекает туристов со всего мира своей неповторимой архитектурой и потрясающим видом на море, а его белоснежная башня никого не оставляет равнодушным. Херсонесский маяк в Севастополе – это один из самых старых и значимых маяков на берегах Черного моря
Маяк Севастополя
Расположен Херсонесский маяк на мысе Херсонес в юго-западной части Крымского полуострова, вблизи древнего города Херсонес Таврический. Он был построен в 1816 году для обеспечения безопасности судоходства на подходах к Севастополю, и ограждения опасного рифа, простирающийся к западу от мыса.
Маяк Севастополя сохранил свой первоначальный вид. Он имеет высоту 36 метров и облицован белым инкерманским камнем. В основании башни толщина стен равна 2 метра, постепенно сужаясь в верхней точке до 1 метра. На самый верх маяка ведут 150 ступенек. Башня состоит из пяти этажей, шестой — фонарная площадка.Свет маяка имеет дальность действия до 16 миль, цвет огня – белый. В ночное время башня дополнительно подсвечивается с трёх сторон, что делает его еще более ярким и заметным.
История маяка
К концу 1770 г. Россия прочно укрепилась на берегах Черного и Азовского морей, а корабли Азовско-Донской флотилии совершали дальние походы в различные части побережья. Для обеспечения безопасности их плавания строились временные примитивные маяки и знаки.
Из документов русского флотоводца адмирала Ф. Ф. Ушакова известно, что в 1790-х годах на мысе Херсонес существовал навигационный знак, но неизвестно, был ли это светящий маяк. В 1806 году капитан граф Гейден сообщил в "Замечаниях о Черном море", что на Черном море маяки имеются только у Константинопольского пролива и у Дунайского устья, а порт Севастополь огражден только вехами. В мае 1803 года коллегия Адмиралтейства постановила на Херсонесском мысе построить "ночной маяк и караульные дома для служителей".
Маяк строился по проекту и под наблюдением опытного маячника директора маяков Балтийского моря Л. В. Спафарьева, который был командирован на Черноморский флот. Место установки выбирал командир Севастопольского порта капитан 1 ранга П. М. Рожков. В 1816 году строительство было закончено, и 16 июня 1817 года маяк начал свою работу с регулярным освещением.
Маяк был построен в форме конической башни высотой 36 метров из белого инкерманского камня, с деревянным фонарем правильной десятиугольной формы высотой 3,3 метра и диаметром 4,6 метр, но в 1829 году его заменили на железный. Система освещения состояла из 16 масляных ламп Арганда с рефлекторами, и видимости огня составляла до 16 миль. Изначально у маяка был постоянный белый свет, в 1824 году его заменили на "вертящийся" проблесковый, чтобы отличить от огней Инкерманских маяков, построенных в 1821 году. Рядом с башней маяка были сооружены три флигеля для смотрителя маяка, кладовых и команды. Чуть позже на маяке в 1837 году была учреждена спасательная станция.
С началом Крымской войны (1853-1856) на маяке была дополнительно размещена команда из 12 человек -охрана, сигнальщики и телеграфисты и во главе всех был офицер. За наблюдением прохождения всех кораблей и появлением на море вражеских судов был развернут наблюдательный пост. После подхода англо-французского флота к берегам Крыма маяк прекратил освещение, прежде он работал в « особом режиме», осветительный аппарат сняли и тщательно укрыли. После окончания войны маяк благодаря этим мерам быстро восстановили.
В 1888 году в лампах осветительного аппарата стали использовать керосин вместо масла, и в 1910 году была установлена керосинокалильная горелка , заменив лампу. Для туманных сигналов в 1900 году на маяк установили сирену нового образца типа Барбье-Бенард. На маяке с 1900-1905 года А. С. Попов проводил свои опыты по радиосвязи, что позволило начать применение беспроволочного телеграфа на кораблях Черноморского флота.
Во время Первой мировой войны маяк включали по особому распоряжению начальника охраны рейдов.
Маяк в Севастополе стал местом где стали проводиться испытания образцов новой техники. Здесь же испытывался отечественный радиомаяк РМ 1933 году , имеющий вращающуюся диаграмму направленности, показав точность направления до 2° с корабля на радиомаяк. В 1939 году маяк в Севастополе оборудовали новым образцом отечественного радиомаяка кругового излучения РМС-2 с дальностью действия 50 миль и наутофоном типа "Тритон".
22 июня 1941 г. город Севастополь был затемнен в соответствии с действующими на случай начала войны документами: все огни навигационного оборудования должны быть погашены. Но с маяками Херсонесский и Инкерманский неожиданно прервалась связь, и о команде погасить огни они не узнали, продолжая работать. Враг знал о важности маяка для кораблей Черноморского флота, и сразу обрушил на него огромное количество снарядов и бомб, но маяк работал, помогая нашим кораблям.
Маячники каждый раз после разрушения фонаря восстанавливали его вновь, светя в манипулируемом режиме, указывая путь нашим морякам. Со временем все маячники ушли защищать Севастополь, на маяке остались руководитель маяка А. И. Дударь и старший техник Шевелев. Когда начинались бомбежки и артобстрелы, маячники снимали аппаратуру и потом уже уходили в укрытия сами. По окончании обстрела они вновь восстанавливали освещение, обеспечивая выход и вход наших кораблей в Севастополь.
Так маяк проработал год, а в июне 1942 года он был атакован более чем 60 самолетами фашистов. Все помещения на территории маяка были разрушены, и сама башня маяка была повреждена, разбилась осветительная аппаратура, баллоны с ацетиленом взорвались, вызвав пожар в башне.
Но маячники придумали, как продолжить обеспечивать навигационную безопасность для наших кораблей и подводных лодок, в ход пошли переносные фонари, они зажигали их на разных площадках башни. Благодаря маячникам Херсонесского маяка только в июне в Севастополь было сделано 11 рейсов транспортом, 33 рейса боевых кораблей и 77 рейсов подводных лодок, обеспечивая эвакуацию людей из города Севастополя.
Раненый в обе ноги начальник маяка Дударь продолжал работу маяка, пока последний корабль не покинул Севастополь, после он снял осветительную аппаратуру, закопав в тайник около маяка. Эвакуироваться из города он не успел и был взят в плен, где находился до освобождения Севастополя.
В ночь на 3 июля 1942 года Херсонесский маяк города Севастополя был окончательно разрушен. Маяк на мысе Херсонес стал последним клочком земли Севастополя, на котором продолжали обороняться защитники города. На этом месте враг разместил командный пункт по Охране водного района и командующий пункт ВВС Севастопольского оборонительного района, оборудовав для подводных лодок временные причалы . Спустя много лет на мысе были еще видны следы войны.
5 ноября 1944 года в освобожденный Севастополь вернулись корабли Черноморского флота. И было не привычно отсутствие хорошо знакомой каждому моряку-черноморцу красивой стройной башни Херсонесского маяка, она была разрушена до основания, вместо нее стояла установка с ацетиленом- так маяк вновь встал на свою бессменную вахту. А вскоре на привычном месте появилась деревянная вышка с фонарем наверху.
Восстанавливали Херсонесский маяк по старым чертежам, работы по строительству закончились 21 сентября 1951 года. И вновь 36-метровая стройная башня из белого инкерманского камня засверкала на южном солнце. В фонарь был смонтирован полизональный осветительный аппарат, обеспечивающий дальность действия до 16 миль, он был доставлен с тихоокеанского маяка Аскольд.
Все последующие годы маяк постоянно отстраивали и благоустраивали, совершенствовали его техническое оснащение. В 1973 году на маяк установили радиолокационный маяк-ответчик РМО-64, а для регулирования работы группы радиомаяков в 1975 году была введена электронная радиомаячная система времени.
Маяк и сегодня продолжает выполнять стратегически значимую роль для Черноморского флота. А севастопольцы и гости города любят проводить время на берегу рядом с маяком.
Понравилась вам история Херсонесского маяка в Севастополе?
Фотографии Херсонесского маяка предоставлены "Винодельней Варнаутка".
Желаешь отдохнуть от городской суеты и насладиться прекрасными видами Крыма? Любишь путешествовать и искать новые приключения? Тогда тебе точно нужен отдых на винограднике в Крыму! «Винодельня Варнаутка» предлагает комфортное проживание в гостевом домике с прекрасными видами на долину, питание и путешествия по Крыму.
Запланируй свой отпуск сейчас и получи незабываемые впечатления на долгое время!