Найти в Дзене
Алла Викторовна

10 лучших оперных образов Анны Нетребко. Часть 1.

Анна Нетребко - выдающаяся оперная певица современности, известная во всем мире. Личность ее постоянно вызывает споры, о ней очень много говорят разного, но это как раз признак харизмы и неординарности во всем, что она делает. Анна Нетребко в оперном мире на сегодняшний день - это примерно то же самое, что певица Мадонна в мире эстрады по степени известности и влиятельности. . Нравится или нет, но этот факт неоспорим, и при том, она наша соотечественница и так или иначе по ней люди судят обо всех русских. Восхищаясь Анной, они восхищаются Россией и русской культурой в целом.

В этой статье (точнее в двух статьях) я хочу предложить читателю вместе со мной насладиться ее великолепными образами, созданными на оперной сцене за почти 30 лет карьеры(даже по длительности карьеры она уже может считаться одной из самых выдающихся оперных певиц) .

В первой части мы рассмотрим период карьеры, когда она исполняла партии лирико-колоратурного и лирического сопрано в русской опере, операх Моцарта и итальянского бельканто.

1. Людмила ( М. Глинка "Руслан и Людмила") 1995 год, дирижер Валерий Гергиев, Мариинский театр совместно с оперой Сан-Франциско

Одна из ранних записей, Анне здесь 24 года. Здесь голос Анны предстает во всей своей лирико-колоратурной красоте, слушать который сплошное наслаждение. Великолепная сценическая внешность Анны дополняет красоту голоса, и ее Людмила покоряет публику Сан-Франциско

Однако и тут не обходится без критики. Пишут, что голос молодой Анны слишком тяжелый для Людмилы. Сказывается привычка слушать эту партию в исполнении знаменитых советских колоратурных сопрано с более легкими голосами. Я соглашусь, что у Анны даже в молодости голос не был "легким" сопрано, он достаточно плотный и насыщенный. Но слушать и смотреть ее Людмилу - чистое удовольствие.

2. Наташа Ростова (С.Прокофьев "Война и мир"). Спектакль Метрополитен опера, Нью-Йорк, 2002.

Мне удалось найти лишь аудио-запись с того спектакля (партнером Анны был великолепный Дмитрий Хворостовский в партии Андрея Болконского). Легендарный спектакль, покоривший публику крупнейшего американского театра. Здесь очень хорошо слышна красота и насыщенность тембра голоса Анны. А внешне Анна просто идеально подходила на роль Наташи Ростовой, ее сравнивали тогда с Одри Хепберн.

3. Виолетта Валери (Дж.Верди "Травиата")

Анна много раз пела эту партию, но самое знаменитое исполнение - это спектакль зальцбургского фестиваля 2005 года в постановке Вилли Деккера. Постановка необычная, но это одна из наиболее удачных современных режиссерских трактовок шедевра Верди, а участие в ней Нетребко и великолепного мексиканского тенора Роландо Вильясона сделало спектакль легендарным. Сама Анна как-то говорила, что не идеально тогда пела, так как выполнение режиссерских задач мешало отточенному исполнению этой очень сложной партии. Тем не менее именно после этой "Травиаты", Нетребко стала мировой оперной суперзвездой.

4. Иоланта (П.Чайковский, "Иоланта").

Анна много раз пела эту партию в сценических версиях, но для иллюстрации я выбрала концертное исполнение дуэта Водемона и Иоланты вместе с Роландо Вильясоном. Для меня это исполнение близко к эталонному. Анна и Роландо здесь на вершине своих вокальных возможностей, плюс сыграно это в рамках концертного исполнения просто потрясающе.

5. Русалка (А.Дворжак, "Русалка")

Эту партию Анна целиком не пела, но "лунную" арию Русалки она часто исполняла в концертах, и она стала одной из ее "визитных карточек". Ария невероятно красивая, и многие певицы ее хорошо поют, но исполнение Анны - мое самое любимое. Невероятной красоты мягкий завораживающий голос. Запись 2007 года

6. Электра ( В-А. Моцарт, "Идоменей")

Спектаклей Анны с этой партией нет, но было концертное исполнение финальной арии Электры на Зальцбургском фестивале. Анна великолепно прочувствовала эту арию. В финале у нее нет впечатляющей вставной верхней ноты, как, например, у Джоан Сазерленд, но красота голоса, проникновение в образ и энергетика потрясающая.

7. Норма (Ф.Беллини "Норма")

К моему большому сожалению, Анна никогда не пела партию Нормы целиком (мне кажется, с ее драматическим талантом могло бы получиться очень интересно). Но в концертах она, конечно же, не могла не исполнять каватину Нормы ( ее поют все), причем, как положено серьезным певицам, с кабалеттой. Пела она каватину прекрасно. Но я хочу привести здесь исполнение дуэта Нормы и Адальджизы вместе с Элиной Гаранча - на мой взгляд, исполнено совершенно, практически эталонно.

8. Адина (Г.Доницетти "Любовный напиток").

Эта партия доказывает наличие у Анны не только драматического таланта, но и комического. Отличный спектакль Венской оперы 2005 года с Роландо Вильясоном в качестве Неморино.

Ссылка на спектакль целиком (с русскими субтитрами).

9.Эльвира (Ф.Беллини " Пуритане")

Сколько бы ни критиковали Анну за репертуар бельканто (якобы не ее) почти каждая партия этого стиля становилась для Нетребко триумфом. Вот как выглядит в ее исполнении сцена сумасшествия Эльвиры в спектакле Метрополитен опера, 2007 года

10. Лючия ( Г. Доницетти " Лючия ди Ламмермур")

Самое известное исполнение Анной этой партии - спектакль 2010 года в Метрополитен опера. Я выбрала фрагмент знаменитой сцены сумасшествия

Анна пела эту партию уже после того как стала матерью, и голос ее начал меняться в сторону большей плотности и глубины (хотя, как мы выяснили, ее голос никогда не был слишком уж легким).

Опять же было много критики, что партия не подходит Анне, но на мой взгляд, вокально и актерски Анна с ней справилась блестяще.

Конечно, это далеко не все партии, которые исполнила Анна в этот период. Были еще произведшие фурор в Зальцбурге дона Анна (Моцарт "Дон-жуан"), 2002, Сюзанна (Моцарт, "Свадьба Фигаро"), 2006, Марфа (Римский-Корсаков, "Царская Невеста"), Джульетта (Беллини "Монтекки и Капулетти"), Джульетта (Гуно, "Ромео и Джульетта"), Анна Болейн (Доницетти, " Анна Болейн"), Джильда (Верди, Риголетто) и другие партии.

Во второй части мы рассмотрим период после 2010 года, когда Анна перешла на лирико-драматический и драматический репертуар и стала подвергаться довольно жесткой критике со стороны операфанов, хотя широкая публика по-прежнему горячо ее принимает

Уважаемые читатели! Если вам понравилась публикация, поддержите автора лайками, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал. Мы говорим об актуальных событиях, а также музыке, фигурном катании и многом другом.

Поддержать канал можно по ссылке

https://yoomoney.ru/bill/pay/C0BKsAN3uLc.230803