Еврокомиссар по вопросам рынка и бывший французский министр Тьерри Бретон намерен стать председателем ЕК и возглавить исполнительную власть в ЕС с 2024 года. Об этих планах узнало американское издание Politico.
По свидетельству еврочиновников и представителей ЕК, Бретон делает все возможное, чтобы утвердить свое положение в союзе на ближайшие пять лет. Даже если ему не удастся возглавить Еврокомиссию, Бретон может стать вице-председателем этого органа.
Такая перспектива выступает источником беспокойства для меньших стран ЕС, которым Бретон кажется «агентом Франции». Кроме того, Вашингтон может быть озабочен меньшим атлантизмом экс-министра по сравнению с Урсулой фон дер Ляйен.
По мнению озабоченных еврочиновников, Париж уже добился непропорционального влияния в сфере обороны, промышленности и бизнеса. Так, Бретон активно выступал за укрепление промышленного сектора в ЕС якобы таким образом, что это было выгодно крупным государственным предприятиям Франции.
Боязнь французского господства также усиливается за счет того, что центральный банк ЕС возглавляет Кристин Лагард, бывший министр экономики Франции и директор-распорядитель в МВФ. Бретон и Лагард, разумеется, также поддерживают связи с президентом Макроном.
Важнейший вопрос: что возможное французское руководство ЕС с 2024 года будет означать для России? Резкого поворота по сравнению с нынешним курсом Брюсселя в отношении нас ждать не стоит, но важное может быть и в деталях.
В 2022 году Макрон часто выступал за то, чтобы «не унижать» Россию, и по сравнению с главами Польши или стран Прибалтики он выглядел почти пристойно. Это значит очень мало с учетом всей военной помощи Парижа Киеву, но при урегулировании ситуации после выполнения Россией поставленных задач общаться с французским ЕС будет попроще.
Кроме того, не стоит забывать о заигрываниях Макрона с идеей «стратегической автономии» Европы. Именно ради этого он нанес скандальный визит в Китай и тем вызвал много статей о «расколе» среди западных стран. Любой разлад между Европой и США, даже условный, будет благоприятнее для нас, чем поведение всего ЕС по образцу Джорджи Мелони.
С другой стороны, можно сказать, что в конце концов ЕС будет принимать решения, исходя из стратегических реалий. И в случае убедительной победы России условной фрау фон дер Ляйен придется мириться с этим так же, как и господину Бретону.