"Разнообразие стимулирует интерес, вызывает волнение. Композиция, в которой мало контраста, - однообразна и скучна." М. Грейвз.
"А при чём тут композиция и лоскутное шитьё?". Такой вопрос может возникнуть не только у новоначальных квилтеров, а даже у тех, кто продолжительное время шьёт лоскутные вещи, причём очень хорошо, т.е. качественно шьёт!
Давайте будем разбираться в этом вопросе вместе! Потому, что он архиважен! Я бы сказала, что без контраста НЕТ лоскутного шитья! В отсутствии контраста всё наше шитьё - есть простое, механическое сшивание одних тряпочек с другими. В этом случае логичен вопрос: зачем надо было ткани вначале искромсать, чтобы потом вновь сшивать?!
Любое изучение предмета начинается с терминологии.
Композиция - расположение предметов на картине. Композиция является основой любого произведения искусства, потому, что придаёт ему единство и цельность.
Контраст - резкая разница; противоположность сторон.
Основная задача правильной композиции - привлечь зрителя к картине.
Чувствуете? Вот оно, наше, лоскутное!
"Картина" - это одеяло, покрывало, салфетка, прихватка и т.д.
"Предметы на картине" - это лоскутные детали, которые мы сшиваем, образуя единое целое произведение.
Основная задача лоскутного мастера - привлечь зрителя к своему изделию.
И вот здесь главным действующим лицом становится господин Контраст!
Вся пьеса, вся лоскутная картина (даже прихватка!!!!Да, да, не улыбайтесь) будет зависеть от игры этого господина. Сыграет плохо - зрителям будет скучно. Хорошо если уснут, а то могут и помидорками закидать)))). Сыграет отлично - зал рукоплещет! Фанфары звучат! Хвала и честь режиссеру, художнику, лоскутному мастеру!
С одной стороны всё просто и понятно. Есть контраст - есть контакт, а нет - так и суда нет. А на деле выходит очень сложно! Порой угождаешь, угождаешь этому "контрасту", и так вокруг него ходишь, и эдак, фотосессию ему устраиваешь: цветное фото хотите - пожалуйста.......... ах не хотите в цвете, пожалуйте в ч/б. Всё вроде бы, доволен, ща споёт...... ан нет, петушка пустил........
Со временем любой лоскутный мастер учится ладить со строптивым господином Контрастом. Некоторые становятся лучшими друзьями, а порой случается, что "натянутые отношения" остаются навсегда. Но это происходит только в том случае, если мастер избегает любых тёплых художественных отношений. Считает главным ровные строчки, стыкующиеся уголки, попадание в нужный размер блока.....
Я не спорю, это очень важно, это говорит о качестве нашей работы, но теперь утверждаю и буду утверждать, что это всё второстепенно! Такие умения и навыки приобретаются во время шитья. Чем больше шьёшь, тем качественнее становится шитьё, конечно, если рукодельница стремится к этому. А вот если игнорировать знания о композиции, контрасте, вообще всего того, что касается цветовых сочетаний, то не видать нам пэчворка, как своих ушей)))))), даже в зеркале! А в зеркале, кстати, можно много чего увидеть, а потом это воплотить в лоскутном шитье! Но это уже тема для другого разговора.))
И напоследок ...... мои собственные "лоскутные" блоки. Вот с этого я начинала своё обучение лоскутному шитью. За первый урок на курсе по пэчворку, я получила "на орехи" столько, что мне хватает до сих пор))))))). Как я была горда и довольна тем, что все мои квадратики сошлись, шовчики ровненькие, в правильную сторону заутюженные...... В горделивом азарте решила сразить преподавателя своей производительностью да аккуратностью, и нашила ........ Ох..... Как давно это было...
"Мораль сей басни такова....." Не надо бояться делать ошибки, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо стремиться к тому, чтобы учиться видеть эти ошибки! Вовремя их исправлять! А если знаний, умений и опыта маловато, то конечно надо их восполнять, причём постоянно. Любой мастер, если он прекратил самообразование, уже не является мастером. Сейчас полно возможностей, надо только их использовать!
Если статья оказалась вам полезной, прошу прислать мне весточку в виде комментария.
На сегодня я заканчиваю, всем спасибо и до встречи!