В августе мы приступаем к созданию иммерсивного сценического действия по мотивам фронтовых писем Семена Тихонова и воспоминаний жителей деревни Сеп о военных и послевоенных годах жизни сельской глубинки. Что это будет? Спектакль в декорациях выставки, драматургическое действие с главными героями и второстепенными персонажами, некий вербатим на основе документального материала, собранного в ходе нашего проекта? И да, и нет, и, возможно, все сразу, и уж точно все совершенно иначе, чем привычные для деревенского дома культуры форматы театрального спектакля.
…Тот, кто работает на земле, прекрасно знает, как долго иногда прорастают и дают всходы семена некоторых особо ценных культур. Хороший результат редко бывает быстрым. Вот так случилось и с задумкой спектакля по мотивам писем Семена Ивановича Тихонова своей жене Клавдии Никифоровне Мосовой. Идея такого сценического действия – тогда мы его называли и «концерт по письмам», и «событие» – родилась три года назад, в рамках проекта «Лаборатория музыкальных коммуникаций «Студия Сеп». И во время арт-резиденции «Негромко» вместе с режиссером Михаилом Бегишевым и этномузыкологом Верой Болдыревой состоялась «генеральная репетиция» рождения нашего события – через песни, голоса, эмоции. Тогда мы задавались вопросом: как сделать так, чтобы жители Сепа, привыкшие к традиционному формату концертов на сельской сцене, откликнулись на отказ от шаблонов искренне, захотели этого всей душой и стали соучастниками будущего театрального действия? И вот сейчас, спустя три года и благодаря социокультурным проектам Sep Community, «Хранители», «Лаборатория музыкальных коммуникаций «Студия Сеп», «Секретная карта деревни Сеп», «Здравствуй, дорогая Клаву!» проросло, созрело и это заветное «зернышко». И сегодня тот вопрос кажется очень далеким и даже наивным. Все сошлось – идея, искреннее желание сепских работников дома культуры создать свой, необычный спектакль вместе с режиссером Михаилом Бегишевым, собранные ими документальные материалы, подготовленная выставка…
– Тогда, в 2020-м году, сундучок с письмами Семена Ивановича Тихонова уже стал центром притяжения нескольких проектных решений, – делится своим взглядом на происходившее и происходящее научный руководитель нашего проекта, куратор арт-резиденции «Негромко» Вера Геоленовна Болдырева. – В первую очередь это было озвучивание писем родственниками Семена Ивановича и Клавдии Никифоровны. Тогда же возникла и идея спектакля. Дело еще в том, что личность режиссера, Михаила Ильича Бегишева, привлекает внимание ценителей, любителей традиционной культуры прежде всего потому, что он с особым трепетом относится к любым проявлениям живых человеческих эмоций. И поэтому он был приглашен на арт-резиденцию «Негромко», чье название уже говорило само за себя. Это другая, альтернативная подача любой культуры – не афишная, не зрелищная и не сценическая в привычном смысле слова. Но реализация спектакля тогда, три года назад, была невозможна по двум причинам. Во-первых, из-за случившейся пандемии, нарушившей многие планы. И, во-вторых, все-таки не созрела сама идея, хотя уже был набран материал, который передавал эмоции и со стороны Клавдии Никифоровны, и со стороны Семена Ивановича. Но я думаю, что всегда всему свое время, и этому спектаклю тоже надо было выстояться. Тогда Михаил Ильич дал какие-то отправные точки, но наши сепские коллеги еще не были готовы соединить его эмоциональные и даже технические «подталкивания» в единое целое. Но ценно, что уже во время арт-резиденции у них появился новый взгляд – и на подачу материала, и на песню. Подход к песням, который мы предлагали – глубокое погружение в каждую песню, – дал очень правильный поворот. С людей словно бы спали маски, которые были привиты сценической культурой, и обнажились их истинные лица, их души. Как замечательно запела Галина Михайловна Лекомцева, всегда считавшая, что у нее «бас», а между тем у нее обнаружился удивительный голос. Я считаю, что с этого времени началось и более глубокое понимание того материала, что мы собираем в Публичный архив традиционной культуры севера Удмуртии, и сам архив начал восприниматься сепскими коллегами иначе. А проект «Здравствуй, дорогая Клаву!» продолжил это понимание.
– И материала для спектакля стало намного больше. Сколько собрано документальных воспоминаний и за время «Секретной карты деревни Сеп», и в рамках этого проекта! То есть мы видим уже не просто отдельную историю одной сельской семьи, а картину жизни в деревне в целом…
– Да, произошло глубокое погружение не только в семейные отношения, а в культуру военного времени. Под культурой я понимаю собственно жизнь, все, что там происходило. Эти деревенские истории, эти воспоминания настолько наполнили письма, что наш будущий спектакль, который сейчас задумывается, должен вместить в себя очень много смыслов и слоев. Это не просто любовь, которая изначально звучит в письмах, и не просто война, главенствующая в них как в любых письмах военного времени. Это нечто другое. Гимн людям, которые пережили то страшное время… И поэтому перед нами стоит очень много сложных задач. Но спектакль обещает быть неожиданным – это уже можно сказать сейчас. Даже только потому, что количество зрителей каждого такого события-представления не будет превышать десяти-пятнадцати человек. Он будет таким направленным, камерным. В нем не будет обычного выстроенного драматургического действия с сюжетной линией, кульминацией, завязкой, развязкой… И я бы даже не назвала его спектаклем. Зрители будут вовлечены в действие, в то время как понятие «спектакль» все-таки предполагает их некоторую дистанцированность.
– В этом действии будут звучать песни из Публичного архива?
– Да, конечно! И петь будут не только работники сепского дома культуры, но, что мне кажется очень важным и показательным, хор ветеранов «Капчи мылкыд». Стоит сказать, что в последнее время у поющих ветеранов тоже меняется отношение к тому, что и как они делают.
– Сепский хор ветеранов, я думаю, особое культурное сокровище Сепа. Я знаю, что кое-какие идеи им изначально бывают не так уж и близки, и они, казалось бы, как раз приверженцы традиционных форматов. Но при этом они всегда готовы поддерживать самое неожиданное и непривычное для них – например, шумовой оркестр с лаптями, топорами и пилами, или же исполнение авторских песен музыканта из Швейцарии Ильи Комарова… Может, что-то пока не соотносится с их внутренним видением и привычками, но тем не менее они открыты…
– Да, и готовы к экспериментам. И сейчас, я думаю, делается самое главное. Ведь наш спектакль – это не самоцель. Прежде всего это вовлечение социума в некое переосмысление, может быть, даже самих себя. И я вижу, как тот же хор ветеранов из достаточно типового коллектива превращается в живой организм: во время пения появляются характеры, живые глаза… Песня начинает выполнять функцию раскрытия собственного отношения и к жизни, и к тому, что они поют. Большая заслуга в этом, конечно, руководителя хора Алексея Валентиновича Лекомцева, который поддерживает такие перемены. У меня он сегодня каким-то чудесным образом ассоциируется с самим Семеном Ивановичем Тихоновым. Может быть, потому что он из всего сепского сообщества сейчас более прочих погружен в письма: озвучивает их и на страничке в ВК, и для выставки, переводит удмуртские фрагменты на русский язык. Мне кажется, для него это какое-то поле для осмысления происходящего – недаром он даже написал стихи по мотивам писем!
Поэтому я думаю, что наше театральное действие, наш спектакль, который и не совсем спектакль, направлен в первую очередь на какую-то динамику внутри сепского сообщества, его консолидацию и реализацию новых, возможно, еще нераскрытых, талантов.
Проект SEP COMMUNITY реализуется АНО KAMA records, победителем конкурса на поддержку Центров социальных инноваций в сфере культуры программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Проект «Здравствуй, дорогая Клаву!» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
#SepCommunity #ArtSep #Сеп #KAMArecords #Удмуртия #СделаноВУдмуртии #КультураУдмуртии #ИгринскийРайон #Эграёрос #ФондПотанина #эффективнаяфилантропия #НКО #ФондПрезидентскихГрантов