Найти в Дзене

Когда звонит шизофрения

Когда-то преподаватель рассказывала нам, как в процессе консультации она поняла, что у клиентки шизофрения. Мы, тогда ещё неопытные студенты, восхитились и засыпали её вопросами, как же она это поняла. На что она ответила что это было ясно из самого разговора.

Но нам всё ещё оставалось не ясно. Что же представляет собой самая загадочная болезнь психиатрии?

Я патопсихолог. Помимо стандартных психологических консультаций, я ещё веду консультирование и психотерапию людей с психическими заболеваниям.

Но тот звонок изначально выглядел достаточно здраво.

Точнее, для начала это было просто сообщение, с уточнением, психолог ли я. А дня через три она мне позвонила, представилась Асей.

- Понимаете, у меня такая ситуация... Мой муж погиб... - начала она. - Вчера мы попали в аварию. Мы с двумя детьми выжили, а муж нет. Свекровь винит во всём меня, это я была за рулём. В нас въехал грузовик.

Речь немного путаная, но это вполне норма для шокового состояния.

Я высказываю свои соболезнования. Объясняю, что работаю с темой горя. Но девушка высказывает свои опасения:

- Я однажды уже обращалась к психологу, но он здорово меня напугал. Он говорил, что я должна ему больше денег, чем заявлено про стоимость консультации. Он преследовал меня, это было страшно.

Тут прозвенел первый колокольчик моих сомнений. Серьёзно? Психолог-вымогатель? Теоретически возможно. Но странно.

- А вы сейчас в больнице после аварии или дома? - уточняю я.

- Я сейчас пришла на работу. Знаете, я всегда ходила в ярко-зелёном пиджаке. А сегодня пришла в чёрном. И на меня все так смотрят... И смеются надо мной. Особенно один, он всегда меня ненавидел. Это он на своей машине в нас въехал.

- Подождите, - вдруг начинаю я яснее понимать ситуацию. - Разве это была авария не с грузовиком?

Пару секунд на том конце тишина. А затем, как ни в чём не бывало:

- Да, понимаете, этот парень въехал в нас сзади на машине, и мы влетели в грузовик.

- А где сейчас дети? - всерьёз взволновавшись, спрашиваю я. Грешным делом я было подумала, что, может, и дети погибли в этой ужасной аварии?!

- Они дома, с моей сестрой. Но я не могу их там надолго оставлять. Это не безопасно.

- Почему?

- Её муж, он хочет забрать у меня детей. Он повсюду повесил камеры дома и следит за мной. Он меня ненавидит.

Последняя попытка. Я надеюсь, что, может, она просто в аварии ударилась головой.

- А вы почему не в больнице? - всё же уточняю я.

- У меня просто перелом, я вышла на работу.

- Подскажите, а раньше обращались к психологу... или психиатру?

- Нет... Но я стояла на учёте у психиатра лет в 15. Давно.

- А с каким диагнозом?

Заминка.

- Анорексия, - отвечает она.

- А сейчас на учёте не стоите?

Она отвлекается и уходит от темы.

-2

Дать понять больному человеку, что ему необходима медицинская помощь - это отдельный вид искусства. Я даю ей понять, что подобная авария (которой, естественно, не было, а может и была, но однозначно не вчера) - это серьёзная нагрузка на нервную систему. Сказала, что подозреваю очень серьёзный сбой в работе нервной системы (естественно, сказать открыто, что у неё бред я не могла), нужно вызвать скорую помощь и рассказать им всё, что произошло.

Она заверила меня, что коллеги по работе уже вызвали ей скорую, и сказала что перезвонит позже. Минут через 10 она позвонила и сказала, что скорая приехала, сказала что с ней всё хорошо.

Разумеется, это была ложь.

Несколько позже она ещё мне звонила. И уже стало понятно, что никакой аварии не было, как и не было никогда ни мужа, ни детей.

Учитывая, что в терапию она идти не хотела, наше общение в скором времени прекратилось, т.к. просто выслушивать бред, поддерживая нереальность - не лучший способ оказания помощи.