Теоретическая база промышленного туризма закреплена в ряде государственных нормативных документов РФ: национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 13810-2016 «Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг», «Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года», «Методологии развития промышленного туризма в РФ». В данных документах промышленный туризм определен как «посещения и мероприятия на объекте, позволяющие посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему». (ссылка на источник: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-voprosy-opredeleniya-promyshlennogo-turizma/viewer)
Промышленный туризм – посещение туристами действующих промышленных предприятий. (ссылка на источник: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-promyshlennogo-turizma-na-sovremennom-etape/viewer)
Выгоды туриста – новый опыт и знания, выгода предприятия – перевод туриста из разряда «посетителя» в разряд «потребителя» товара, процесс производства которого он наблюдал во время экскурсии. Т.е., в условиях достаточно высокой конкуренции, промышленный туризм можно рассматривать в качестве маркетингового инструмента. Конечно, может кто-то отметить, и финансовую выгоду предприятий, но пока объемы промышленного туризма не настолько велики в России, чтобы приносить большую прибыль. Кроме того, некоторые предприятия проводят экскурсии абсолютно бесплатно (например, аэропорт «Домодедово»).
Чаще всего промышленный туризм носит организованный характер, осуществляется в формате групп и по предварительной договоренности (поскольку необходимо подавать списки на КПП, готовить пропуски и пр.). Например, для посещения Курской атомной станции нужно заполнить заявку на сайте «Росэнергоатома» минимум за 5 дней до экскурсии и взять с собой паспорт. Кроме того, промышленный туризм может классифицироваться на профориентационный (для школьников), для специалистов отрасли, для обычных граждан в ознакомительных целях.
Промышленный туризм в России не имеет широкой популярности, но на текущий момент времени, когда внутренний туризм в России развивается довольно активно, возможно наступил шанс для его популяризации. Предприятия формируют креативные промышленные туры, разрабатывают программы продвижения в регионах, открывают учебно-тренировочные центры, лаборатории и музейные экспозиции, проводят мастер-классы (например, создание пухового сердечка ООО «Оренбургские пуховицы», Оренбургской области), создают возможности запечатлеть посещение – создают селфи-зоны и смотровые площадки. Не редко предприятия пользуются инструментами виртуальной и дополненной реальности, например, историко-производственный музей АК «АЛРОСА» с помощью технологий дополненной реальности позволяет «спуститься» в воссозданный карьер и изучить историю и сам процесс добычи одного из самых дорогих минералов в мире – алмазов. Или, немного проще, «Янтарный комбинат» (Калининградская область) имеют интерактивный макет Приморского карьера, где наглядно демонстрируется история разработки месторождения; мультимедийный зал в Тульском музее станка, рассказывающий о развитии промышленности в Туле, России и мире через различные слои индустриальной истории и культуры.
При этом предприятия стараются предложить что-то уникальное, например, ООО «ЗАРЯ» (торговая марка «Крымский Султан», Республика Крым) в рамках экскурсионных туров демонстрирует все этапы производства пахлавы и рахат-лукума, технологию раскатки тончайшего теста и запекания в единственной в Крыму 40-метровой печи.
Промышленный туризм в России привлекает внимание и иностранных туристов. Так, китайские туристы высказывают желание посещать «Уралмаш», который в 1950 году посетил Мао Дзэдун, и где в книге почетных гостей сохранилась его роспись. «Уралмаш» стал прообразом первого в Китае крупного завода тяжелого машиностроения, построенного в 1958 году, и получившего впоследствии неофициальное название «китайский Уралмаш». (ссылка на источник: https://udokancopper.com/smi/4138/)
В текущем году был составлен рейтинг «Промышленный туризм: лидеры России – 2023». В рейтинге приняли участие предприятия, имеющие опыт в развитии промышленного туризма, реализующие определенный спектр экскурсионных программ.
Лидеры промышленного туризма России (по посещаемости):
1) Курская АЭС (Курская область).
2) ЕВРАЗ дивизион «Урал» (Нижнетагильский металлургический комбинат и Качканарский ГОК) (Свердловская область).
3) УК «Брянский машиностроительный завод» (Брянская область).
4) Концерн «Калашников» (Удмуртская Республика).
В пользу того, что промышленный туризм, набирающий обороты тренд, говорит и проведенный в конце июля 2023 г. Всероссийский форум по промышленному туризму в Курской области на Михайловском ГОКе компании «Металлоинвест». В настоящий период времени промышленный туризм может носить воспитательно-патриотический характер, а именно формировать интерес к народным промыслам и промышленным традициям нашей страны.