Шедевр искусства, картина Иоанн Креститель, относится к трудам Леонардо да Винчи. Иоанн Креститель, является одной из поздних работ итальянского живописца. Трудится над ней творец начал с 1514 года, а к финалу пришел лишь через два года, в 1516 году. В то время Леонардо да Винчи находился в усадьбе Клу в центральной части Франции — городе Амбуаз. Известно, что художник часто переписывал свои работы, и не по одному разу, так же произошло и с полотном «Иоанн Креститель».Данную картину мастер искусства творил, когда находился в состоянии творческого упадка «Иоанн Креститель» был написан Леонардо да Винчи в разработанной им технике сфумато (затушеванность). К тому моменту автор довел свою методику до уровня совершенства.Все работы творца пропитаны тайнами и загадками, которые даже в современном мире остаются неизведанными. Вокруг картины и изображённой на ней фигуры выстроены целые цепочки легенд, теорий, домыслов, версий.Леонардо да Винчи изображает на полотне «Иоанн Креститель» молодого парня с темными волнистыми волосами, на его плечо накинута накидка из шерсти, а второе остается оголенным. Юный образ далек от каноничного. Не лишенный живости взгляд направлен и внимательно сконцентрирован на каком-то объекте, а губы затронуты улыбкой, в которой читается насмешливость. Правую руку герой полотна поднимает к небосклону, а другая его рука сжимает деревянный крест.В качестве модели для своей работы «Иоанн Креститель» художник обратился к своему ученику Салаи.Также есть предложение, что на картине изображён Гермес Трисмегист, возглавляющий пантеон магико-оккультного учения (герметизм). Предполагают, что Леонардо да Винчи изучил книги «Герметический корпус» и зашифровал их знания в своих творениях;Был найден эскиз Леонардо да Винчи, именуемый «Ангелом во плоти». Изображённая фигура и ее поза очень схожа с той, что изобразил автор на картине «Иоанн Креститель». Вероятно, эскиз и картина были написаны в одно время;Леонардо да Винчи помещает фигуру Иоанна Крестителя на темный фон, тем самым создавая впечатление, что юноша словно сверкает и подсвечивается — это все придает не только яркости, но и значимости.Леонардо да Винчи и в этом произведении отходит от установленных традиций. Привычный образ сурового Иоанна Крестителя, обладающего аскетическим образом мышления, никак не вяжется с тем миловидным юношей, изображённого на картине в полуобнажённом виде и с двусмысленной улыбкой на лице. Иоанна Крестителя привыкли видеть в образе изможденного, уставшего, худощавого и опаленного жаркой верой.Такой элемент вызывает различную реакцию смотрящих и является почвой для споров ценителей и экспертов живописи. Улыбка для Леонардо да Винчи стала «изюминкой», он не единожды использовал ее в своих картинах.«Иоанн Креститель» был написан им как ироничная копия стандартного образа. От картины ощущается чувство двусмысленности и даже недовольства живописца над своими последними картинами. Творец отказывается от привычного классического стиля и по итогу становится основателем нового направления в живописи — так считает ряд исследователей.Размер картины, написанной Леонардо да Винчи: 69×57 см. Работу художник написал маслом на ореховой доске.Леонардо да Винчи для полотна «Иоанн Креститель» применяет палитру различных оттенков. Фон он погружает во тьму, выполненную исключительно в темных тонах, а самого Иоанна Крестителя он написал, используя теплый и мягкий свет, который обволакивает фигуру юноши. Вероятно, это был специально продуманный живописцем прием — он оставил акцент на самой центральной фигуре картины, оставляя остальное без внимания. Даже божественный символ — крест, Леонардо да Винчи делает мало заметным.Юноша по имени Иоанн Креститель, которого изобразил автор, указательным пальцем показывает на небеса — это является очень многозначительным жестом, подразумевающим собой насколько важно спасение человеческой души с помощью крещения. Иоанн Креститель олицетворяет собой крещение.Леонардо да Винчи в своей картине использовал смесь традиционных символов и новшеств. Иоанн Креститель наделён женской миловидностью и изяществом. Он указывает в небо перстом. Образ героя полотна и его поднятая рука размещены в диагоналях так, что отдаленно напоминают символ креста. Сам крест, который Иоанн Креститель держит в руке, в картине не особо заметен. Герой далёк от традиционного строгого и бездушного образа — ему Леонардо да Винчи добавляет лукавую улыбку и живые, пристально смотрящие глаза.Все высказанные факты и противоречия ни капли не снижают достоинства и гениальности картины. Леонардо да Винчи достиг в своей работе «Иоанн Креститель» зрелости и вершины своих умений. Его мастерство переходит границы человеческого понимания, от чего и остаётся не до конца изведанным.