Найти в Дзене
Поликлиника.ру

Рак легкого: почему мы его еще не победили?

Мы спросили у доктора медицинских наук, торакального хирурга, онколога Вадима Валерьевича Короева, как долго нам еще вести эту борьбу, как не проиграть в ней и есть ли шансы на полную победу — Излечим ли сейчас рак легких? Или его можно только «усыпить» и всю жизнь бояться, что он снова будет развиваться? И насколько вообще «рак легких» действительно страшен? В настоящее время рак легкого - не приговор. Но все зависит, в первую очередь, от этапа развития болезни, на котором было выявлено заболевание. Увы, до сих пор нередки случаи, когда рак легкого диагностируется на очень запущенной стадии. В такой ситуации врачам крайне нелегко бороться за здоровье пациента, и иногда врачебная помощь сводиться уж только к паллиативу. В отношении рака и его излечения, мы используем термин - ремиссия. Достичь ремиссии вполне возможно. Давайте взглянем на статистику. По смертности от онкозаболеваний именно этот вид рака у мужчин занимает непочетное первое место. А в целом - третье место (если мы берем

Мы спросили у доктора медицинских наук, торакального хирурга, онколога Вадима Валерьевича Короева, как долго нам еще вести эту борьбу, как не проиграть в ней и есть ли шансы на полную победу

Излечим ли сейчас рак легких? Или его можно только «усыпить» и всю жизнь бояться, что он снова будет развиваться? И насколько вообще «рак легких» действительно страшен?

В настоящее время рак легкого - не приговор. Но все зависит, в первую очередь, от этапа развития болезни, на котором было выявлено заболевание. Увы, до сих пор нередки случаи, когда рак легкого диагностируется на очень запущенной стадии. В такой ситуации врачам крайне нелегко бороться за здоровье пациента, и иногда врачебная помощь сводиться уж только к паллиативу.

В отношении рака и его излечения, мы используем термин - ремиссия. Достичь ремиссии вполне возможно. Давайте взглянем на статистику. По смертности от онкозаболеваний именно этот вид рака у мужчин занимает непочетное первое место. А в целом - третье место (если мы берем в учет женщин, умерших от онкозаболеваний).

О чем эта статистика? В первую, очередь о том, насколько серьезным заболеванием является рак легкого, как с точки зрения распространенности, так и с точки зрения агрессивности.

Важная тематика - не только лечение, но и своевременное выявление рака легкого.

Заболевание страшно, потому что ткань легких лишена иннервации. И зачастую пациенты очень долго не могут понять, что с ними происходит. Как таковой сильной боли они не испытывают до запущенных стадий. Жалобы на кашель, кровохаркание, одышку, давление - первые симптомы. И такие симптомы только нарастают со временем.

— Как вообще сейчас лечат рак легких? Изменились ли подходы/методы за последние 20 лет? Возможно, есть какие-то новые открытия в этой области?

Лечение рака легкого сейчас очень комплексное. Но отдельно хочется отметить подходы не только к лечению, но и к диагностике.

Подходы эти меняются и безусловно за 20 лет они существенно изменились. Каждый год появляются стандарты и открываются возможности. Много открытий в том числе в отношении генетических мутаций в клетках, что позволяет подобрать медикаментозное (таргетное) лечение для пациентов с раком легкого.

Поэтому в настоящее время существует определенный алгоритм лечения. Начальный этап - хирургическое лечение, монотерапия. При запущенном варианте - диагностика, биопсия или оперативное вмешательство. Определяется фенотип опухоли, наличие мутации в клетках. После этого врачи пытаются определить чувствительность опухоли к определенным препаратам.

Исходя из этих данных, наши химиотерапевты предлагают варианты терапии. Если онкопроцесс не ограничен легкими, если есть метастазы, то к лечению могут подключаться и лучевые терапевты. Над лечением работает целая команда: хирурги, химиотерапевты, лучевые терапевты.

Помимо генетических открытий, прорыв произошел в аппаратуре, которой пользуются врачи. Хирурги могут удалять опухоль, не травмируя окружающие ткани, что позволяет пациенты быстрее реабилитироваться после операции и приступить к следующим этапам лечения.

— Уберечься от рака легких — это реально? Есть ли какая-то надежная профилактика, если механизм его развития слишком сложный, чтобы человек мог уверенно думать: делаю это и это — значит, у меня болезни не будет?

Уберечься от рака легкого, конечно, возможно. Но нельзя быть полностью уверенным, что ЗОЖ и работа без вредных условий труда обеспечат отсутствие этого заболевания. Это не дает гарантии, что данной болезни не будет. Бороться - делать своевременную профилактику: обращаться регулярно к терапевту, делать обзорную рентгенограмму или низкодозовое КТ легких. Ежегодные исследования важны для того, чтобы на ранних сроках отследить рак легкого. Плюс важен отказ от курения, отказ от длительного пребывания на солнце. Потому что солнце также является серьезным фактором риска. Никогда нельзя быть уверенным, что у тебя не возникнет онкозаболевание. Но важно обнаружить его на самой начальной стадии и вылечить с минимальными последствиями для здоровья.

— Некоторые формы рака медицина научилась предотвращать или лечить. Значит, однажды мы его победим и рак станет как ангина — подобрали лекарство, пропили и все (утрировано)? Он превратится в почти рядовую болезнь, а не в синоним кошмара и неизбежной смерти?

Некоторые формы рака медицина научилась предотвращать. Особенно те, которые связаны с профессиональными особенностями. Также есть формы рака, ассоциированные с вирусными заболеваниями. Например рак шейки матки возникающий вследствие инфицирования ВПЧ (вирусом папилломы человека). Прививка от ВПЧ помогает практически до нуля сократить возможность возникновения данного онкозаболевания.

Но мы, к сожалению, с каждым разом сталкиваемся с особенностями мутации клеток и тем фактом, что сама клетка умна и хитро обходит различные варианты воздействия на ее мутации. Как только врачи учатся воздействовать на нее, клетка учится мутировать по иному. Этот процесс пока победить не удалось. Но результаты лечения значительно лучше, чем были 10, 15, 20 лет назад. Я надеюсь, что мы однажды победим рак и научимся с ним справляться как с респираторными заболеваниями. И при встрече с ним мы будем справляться более щадящими методами лечения, менее агрессивно воздействующими в целом на здоровье человека. Процесс мутации может формироваться в течение жизни у любого человека. Никто от него не застрахован. Но медицина развивается с каждым днем предлагаю все больше вариантов лечения, давая все больше шансов на нормальную жизнь и длительную ремиссию.