Найти тему
Dr. Denker

Проклятие огня Прометея

Древняя легенда

...Случилось это так давно, что уже ни один старожил, да что там старожил, ни одно могучее древо не застало это время, в годы, когда ещë не было царей и властителей. О тех далëких днях лишь грустно вздыхают могучие скалы, плачет море и тоскует песок. 

Много веков назад Прометей, да будет его имя восхвалено, даровал роду человеческому величайшее сокровище - пламя. Титан похитил огонь у Гефеста на Олимпе, передав драгоценную реликвию людям, тем самым сделав жизнь обывателей теплее, ярче и безопаснее. 

Однако Зевс возжелал наказать Прометея, приковав его к ровной скале на берегу Понта Эвксинского. По воле Громовержца огромный орëл выклëвывал печень бессмертного героя изо дня в день, обрекая его на долгие тысячелетия ужасающих мучений. 

Вот уже много поколений кануло в лету, а Прометей по-прежнему прикован огромными кандалами с цепями к просторной скале. Пред его оком проплывали сначала малые лодочки, но через пару веков бескрайнюю водную гладь бороздили могучие триеры. Ночью, когда мрак изгонял треклятого орла титан любовался огнями, которые разводили на берегу или зажигали в тëплых, уютных домах. 

Строились дома, мостились дороги где-то вдали, однако Прометей был одинок - никто не навещал его долгие годы. 

В один из многих дней Прометей, переживая очередную напасть орла, услышал громкое жужжание. Вслед за странным гулом послышался истошный женский вопль. По берегу неслась Ио, спасаясь от чудовищного овода, ниспосланного Герой. 

  • Помогите! Помогите! - кричала красавица. 
  • Беги ко мне, о незнакомка! Я тебя сберегу, как смогу! - ответил Прометей. 

Ио повернулась и увидела могучего титана, распятого на скале. Еë удивление исчезло под страхом попасться оводу, и она ринулась к подножью скалы Прометея. 

  • Прячься в кустах! - воскликнул титан. 

Ио повиновалась. Как только она скрылась в можжевельнике. Прометей ударил по скале, и беглянку скрыло облако каменной пыли. 

Овод едва не настиг Ио. Он покружил вокруг скалы и скрылся, испугавшись орла, поедавшего печень Прометея. 

  • Выбирайся, счастливица! - торжественно произнëс титан. 

Ио встала из-за куста. По дуновению Прометея пыль вмиг развеялась. 

  • Спасибо, о могучий Прометей! Я любовь Зевса - Ио, проклятая Гéрой и вынужденная скрываться по землям бескрайней Скифии от злого овода, - сообщила красавица, - спасибо тебе! 
  • Рад, что помог тебе! - сказал Прометей. 
  • Проси, что хочешь. Я и Зевс попробуем исполнить твою просьбу! 
  • Лучшая награда для меня - живое общение с тобой, славной представительницей рода человеческого! - ответил Титан. 
  • Я хочу тебя наградить по твоей заслуге! - настояла Ио. 
  • Ладно, спасибо тебе. Я делал бы на день освободиться от оков и посетить людей. - попросил Прометей. 
  • О Громовержец, не оставь любимицу свою - Ио, исполни просьбу нашего благодетеля-титана! - взмолила красавица, воздавая руки к небесам. 

Разверзлись небеса, и в ясном небе появились очертания Зевса, сидящего на троне. 

  • Будь по-твоему! - процедил Громовержец, щëлкнув пальцами. 

Вмиг Прометей оказался на оживлëнной улице Горгиппии. Он предстал в виде обычного человека, облачëнного в тряпьë. Город впервые предстал пред ним вблизи со своими повозками, узкими переулками и крикливыми, непохожими друг на друга, жителями. Весь день гулял титан по городу, посетив порт, трактир и рынок. 

Неожиданно стемнело. Он оказался практически один на окраине города. Суеверные обыватели скрылись в своих лачугах из-за страха перед злыми духами. В центре города из окон лился приятный свет от огня, однако на окраине на дороге плясали тени от слабенькой печи. 

Прометей решил переночевать и начал стучаться в двери на улице. В десять домов уже просился титан, но никто так и не предоставил крова. Лишь на одиннадцатый раз в слабо освещенной лачуге отворилась дверь и в проходе показалась дряблая, но добролицая старушка. Она поприветствовала гостя, усадила его на худой сундук, укрытый циновкой, а сама села перед столом на коврик, постеленный на полу. 

Она представилась бедной вдовой рыбака по имени Форонида, уже полвека ютящаяся в маленькой хижине на окраине Горгиппии. Дети позабыли еë, и она не видела их уже тридцать лет. По окончании своего повествования Форонида предложила небольшую лепëшку, которую пекла всего одну на весь день. Она каждый день вставала на заре, отправляясь за лечебными травами, которые меняла на муку и иногда на небольшое количество рыбы. В этом и был весь еë рацион. Не смотря на ежедневную усталость и нищету, Форонида всегда помогала бедным, калекам и детям. Она сказала, что главное - тепло от пламени в небольшой печи, на которой она готовит пищу и которая греет еë в холодные ночи.. 

Прометей был тронут словами старушки. Он уснул на том же сундуке, восхваляя огонь. 

Рано утром он отправился в путь, ведь заканчивался его день свободы. Титан гулял по берегу, наслаждаясь прохладой, нагоняемой ветром. Прометей зашëл в море. Когда вода скрыла его во весь рост, он очутился снова один на один в кандалах и с кровожадным орлом. 

Много лет прошло с тех пор, как завершилась прогулка Прометея, однако он оставался по-прежнему в одиночестве. Перед лицом Прометея огонь сжигал дома, деревни и даже целые города; воины, осаждая крепости использовали зажигательные стрелы и снаряды. Ему было необычайно грустно следить за разрушениями и мучениями, приносимыми огнëм людям. 

Спустя тридцать тысяч лет явился Геракл, вопреки воли Громовержца освободивший титана. Однако Зевс простил Прометея, поручив Гефесту создать для него кольцо из оков и обломка скалы. 

После освобождения титан подолгу следил за людьми, которые продолжали использовать огонь для убийства и разграбления. Он подолгу стоял у подножья скалы, к которой был прикован многие века. Прометей падал на колени и клял себя за свой же опрометчивый поступок - подарить людям огонь. Там, где падали слëзы титана, распускались кусты неопалимой купины, которая вспыхивает ярко-красным пламенем, если её поджечь, при этом не сгорая. 

Прометей ещë долго возвращался на своë место скорби. В разные эпохи он видел разрушительную силу "греческого огня", ядер, посланных пушками, мин и снарядов. Чаще всего из его уст вырывались слова "проклятье" и "огонь".

Человек позабыл подвиг Прометея, Лишь одинокий трубадур в серенаде своей 

Закончит "Песнь Прометею" 

В кругу людей:

…Да только ошибся Прометей, 

Ведь без огня

Жизнь людей на свете, 

Очень была б тяжела. 

Пламя в печи, на крышах, 

В огнях маскарадов, 

На целинных землях

И воронках от снарядов. 

Человек расплатился

За дар с небес сполна

Поэтому на свете

Настал век огня! 

Человек не проклят -

Он награждëн

За то что он бурей

В ненастье рождëн!