Найти в Дзене
Истории о музыке

Музыкальная теория и эстетика античности (ч.2): как греки понимали гармонию

Одно из центральных понятий греческой эстетики - "армония" (греч. ἁρμόζω)- универсальная категория, обозначающая согласие, слаженность целого, которая рождается от сочетания противоположных по качеству сущностей, совершенство. Однако существовала и музыкальная трактовка этого термина: отрезок мелодического звукоряда в объеме октавы, состоящий из двух раздельных тетрахордов. Также музыкальную гармонию понимали как совокупность звуков разной высоты, но звучащих одновременно (то есть то, что сегодня называется созвучие). Кроме того, в одном из разделов трактата Гераклида Понтийского (IV в. до н. э.) «О музыке», написано: «Существуют три гармонии, подобно трем греческим племенам — дорийская, эолийская и ионийская. Имеется немалая разница в характерах [этосах] этих племен. Спартанцы, более чем другие дорийцы, следуют дорогой своих предков... Дорийской гармонией они [то есть, архаичные греки] называли движение мелодии, которую использовали дорийцы, а ту, что пели эолийцы, [называли] эолийск

Одно из центральных понятий греческой эстетики - "армония" (греч. ἁρμόζω)- универсальная категория, обозначающая согласие, слаженность целого, которая рождается от сочетания противоположных по качеству сущностей, совершенство.

Однако существовала и музыкальная трактовка этого термина: отрезок мелодического звукоряда в объеме октавы, состоящий из двух раздельных тетрахордов.

Также музыкальную гармонию понимали как совокупность звуков разной высоты, но звучащих одновременно (то есть то, что сегодня называется созвучие).

Кроме того, в одном из разделов трактата Гераклида Понтийского (IV в. до н. э.) «О музыке», написано: «Существуют три гармонии, подобно трем греческим племенам — дорийская, эолийская и ионийская. Имеется немалая разница в характерах [этосах] этих племен. Спартанцы, более чем другие дорийцы, следуют дорогой своих предков... Дорийской гармонией они [то есть, архаичные греки] называли движение мелодии, которую использовали дорийцы, а ту, что пели эолийцы, [называли] эолийской гармонией, и для третьей гармонии у них было название — ионийская, которую... пели ионийцы. Дорийскую гармонию отличает мужественность и достоинство. Она не скучна, не радостна, а сурова и напряжена и [кроме того, она не сложная и не пестрая по стилю. Характер Милета, несколько проявляющийся в ионийцах. Имея изящные сильные тела, они держатся хвастливо и полны жизни: их трудно успокоить, они драчливы и в них нет ничего от доброты или доброго веселья. Они также проявляют враждебность и суровость характера [этоса]. Следовательно, ионийский тип гармонии не является ни бодрящим и ни радостным, а суровым, грубым и благородно важным. Вот почему эта гармония хорошо подходит трагедии."

В А Ж Н О: Далее следует размышление и о других народностях, черты которых переносились на исполнение их музыки. Сегодня мы бы назвали это стилем. Следовательно, в древнейшие времена, наряду с другими своими смыслами, «гармония» означала комплекс признаков, выявляющих принадлежность произведения к музыкальному обиходу того или иного племени, населявшего Древнюю Грецию.

Так как античность достаточно удаленный период, и потому существует множество разногласий среди ученых о сути музыкальной жизни и эстетики. Однако, ученые сходятся в том, что древнегреческое учение о музыкальной гармонии ("гармоника"), включало в себя 7 разделов (установил в IV в. до н. э. Аристоксен):      

  1. посвящен собственно звуку как мельчайщей смысловой единице музыки, материал для далнейшей гармонии;
  2. интервал - понимается как простейшее соединение звуков;      
  3. изучение базовых структур, лежащих в основе более сложных образований, простейших звуковых систем из 4 звуков - тетрахордов. Тетрахорды делятся на: диатонические, хроматические и энгармонические. Все звуковое пространство, использовавшееся в практике греческого искусства, дифференцировалось на квартовые сегменты и музыкальные связи между звуками осознавались только в их рамках. Здесь же изучались две формы сочленения тетрахордов – по соединению и по разделу.      
  4. Соединение тетрахордов приводило к формированию полной совершенной системы в диапазоне двух октав. Она включала в себя 28 звуков и являлась теоретической парадигмой греческой музыки. Центральный звук совершенной системы назывался "меса" ("средняя").
  5.  Следующим этапом изучения было различение трех типов тонального воплощение ладовых форм: дорийской, фригийской и лидийской и т.д., а также их различных разновидностей.      
  6. Далее следовало изучение различных видов метаболы (современным языком - модуляции): по роду, по тональности, по системе и др.      
  7. Заключительный раздел гармоники, посвященный мелопее - изучал мелодическую композицию, т. е. звуковысотный план произведения.

В А Ж Н О: Таким образом, гармоника охватывала все необходимые аспекты звуковысотности, от акустико-математических до музыкально-логических категорий.

Сохранились учебные гармоники Клеонида, Никомаха, Гауденция, Алипия, анонимов Беллермана; исследования гармонии (в т.ч. в позднейших пересказах) оставили Адраст Афродисийский, Птолемей и др.